Наборные пояса имели широкое распространение в Средневековье на территории от Центральной Европы до Тихого океана.
В ту эпоху было сложно судить об этнической принадлежности его обладателя, как это было, например, в скифское время, когда наличие пояса с мечом указывало не только на скифское происхождение, но и на родоплеменную принадлежность. В Средневековье пояс в основном служил знаком социального статуса.
Пояс являлся элементом одежды, и поэтому его следовало рассматривать прежде всего как часть экипировки воина и охотника, земледельца или служителя культа. При этом нередко многие из атрибутов пояса были лишены какой-либо утилитарной нагрузки и имели эстетическое, магическое или иное назначение.
В первую очередь, это относилось ко всевозможным накладным бляшкам, которые покрывали поверхность ремня полностью или частично, а также к бубенчикам, колокольчикам, лировидным, конусовидным и прочим подвескам.
В последнее время много полных комплектов поясных наборов было обнаружено при раскопках могильников чжурчжэньской эпохи в Приамурье.
Первые реконструкции поясов были выполнены в начале 70-х годов ХХ века доктором исторических наук, археологом Виталием Егоровичем Медведевым.
Было определено четыре типа поясов, особенностью которых являлось отсутствие каких-либо металлических застежек. В ходе последующих раскопок памятников чжурчжэньской эпохи выяснилось, что отсутствие застежек — отражение локальных различий в культуре чжурчжэньского населения, а не отличительный признак всех поясов этого времени. Пояса подразделялись на мужские боевые, женские и детские.
Каждой категории этих деталей одежды были свойственны определенная
атрибутика и размеры ремня. Так, одним из главных признаков мужских
боевых поясов следовало считать металлическое оснащение, которое было
изготовлено исключительно из железа. К тому же на бляшках, пряжках
и наконечнике пояса отразилось сильное влияние культуры тюркоязычного
населения Сибири и Центральной Азии. Детские изделия отличались меньшими
размерами бляшек и длиной ремня.