Боевой путь 44-го отдельного Кляйпедского дивизиона бронепоездов в составе бронепоезда «Котовский» и бронепоезда «Щорс».
19 июля 44-й отдельный дивизион бронепоездов передали в состав войск Воронежского фронта с дислокацией на станциях Графская и Тресвятская. Включенный в 40-ю армию, дивизион получил задачу «не допустить прорыва немецких войск на северо-восточную и восточную окраины Воронежа и прикрыть тылы от авианалетов». 30 сентября и 2 октября 1942 года, отражая атаки авиации противника, бронепоезда подбили три бомбардировщика Хе-111.
16 февраля 1943 г. 44-й отдельный дивизион бронепоездов передали в состав 3-й танковой армии с задачей охраны тыла на участке Валуйки — Купянск. В марте — апреле бронепоезда отразили более десятка авианалетов, при этом подбив 12 самолетов противника. Особенно сильными были атаки 19 и 28 марта, в ходе которых «Котовский» и «Щорс» получили повреждения и 14 апреля их отправили в ремонт на Канашский вагоноремонтный завод. Одновременно с ремонтом провели и перевооружение составов, заменив пушки.
9 февраля 1944 г. 44-й отдельный дивизион бронепоездов отправился по маршруту Крюково — Калинин — Великие Луки — Невель — Городок в 1-й Прибалтийский фронт. К 20 февраля дивизион сосредоточился на станциях Б. Прудок и Сычиха и поддерживал 145-ю стрелковую дивизию.
После того, как фронт отодвинулся на запад, из-за разрушенной железной дороги дивизион вывели в резерв. Отсюда 10 сентября он убыл по маршруту Витебск — Полоцк — Вильно — Шауляй — станция Димзас, куда прибыл 20 сентября 1944 г.
По распоряжению штаба фронта к 23 октября дивизион сосредоточился на станции Байорен в 18 километрах севернее Мемеля (ныне Клайпеда). К этому времени части Красной Армии отрезали в районе Мемеля крупную немецкую группировку.
10 января 1945 года после артиллерийской подготовки части Мемельской группировки противника неожиданно атаковали наши позиции. 44-й дивизион вступил в бой с прорвавшимися немецкими частями, которые поддерживали несколько танков. Ведя огонь с дистанции 800 — 1000 метров прямой наводкой, бронепоезда подбили два танка и уничтожили сопровождавший их танковый десант.
В течение 10 — 14 января 1944 г. бронепоезда дивизиона ежедневно вели огонь по противнику, оказывая поддержку своей пехоте в районе Клауспуссен. Всего за это время было уничтожено до 120 солдат и офицеров, 13 пулеметов, 4 блиндажа, 2 наблюдательных пункта, 2 танка, подавлен огонь нескольких артиллерийских и минометных батарей.
С 15 по 25 января 1945 г. на Мемельском направлении царило затишье, а на следующий день немцы начали отход. Узнав об этом, части 43-й армии перешли в наступление, и 28 января захватили Мемель. Части противника отошли на косу Курише-Нерунг и далее на юг. В течение 26 — 28 января бронепоезда 44-го дивизиона поддерживали огнем действия частей 92-го стрелкового корпуса по ликвидации Мемельской группировки немцев. Боевая работа дивизиона получила высокую оценку — приказом Верховного Главнокомандующего № 056 от 5 апреля 1945 г. 44-му отдельному дивизиону бронепоездов присвоили почетное наименование «Клайпедский».
Переданный в состав 4-й ударной армии дивизион до 24 февраля находился на станции Байорен, затем его перебросили в район Руцава против Курляндской группировки противника, а оттуда 6 марта — на станцию Латкутые.
После формирования, которое закончилось 16 апреля 1942 г., и через три дня 44-й отдельный дивизион бронепоездов отправился в Москву, куда прибыл 29 апреля. Здесь бепо прошли испытания обстрелом, а также провели их дооборудование и деформирование (получены бронеплощадки ПВО завода «Стальмост» № 227 и 228 с двумя пулеметами ДШК на каждой).
По распоряжению начальника ГАБТУ КА Я. Федоренко № 703/96 от 15 июля 1942 г. дивизион убыл в распоряжение командования Сталинградского фронта, но 18 июля на станции Добрика «задержан до особого распоряжения».
15 июля 1942 г. 44-го отдельный дивизион бронепоездов отправился на Сталинградский фронт, но 18 июля на станции Добрика «задержан до особого распоряжения».
По распоряжению начальника ГАБТУ КА Я. Федоренко № 703/96 от 15 июля 1942 г. дивизион убыл в распоряжение командования Сталинградского фронта, но 18 июля на станции Добрика «задержан до особого распоряжения».
15 июля 1942 г. 44-го отдельный дивизион бронепоездов отправился на Сталинградский фронт, но 18 июля на станции Добрика «задержан до особого распоряжения».
19 июля 44-й отдельный дивизион бронепоездов передали в состав войск Воронежского фронта с дислокацией на станциях Графская и Тресвятская. Включенный в 40-ю армию, дивизион получил задачу «не допустить прорыва немецких войск на северо-восточную и восточную окраины Воронежа и прикрыть тылы от авианалетов». 30 сентября и 2 октября 1942 года, отражая атаки авиации противника, бронепоезда подбили три бомбардировщика Хе-111.
16 февраля 1943 г. 44-й отдельный дивизион бронепоездов передали в состав 3-й танковой армии с задачей охраны тыла на участке Валуйки — Купянск. В марте — апреле бронепоезда отразили более десятка авианалетов, при этом подбив 12 самолетов противника. Особенно сильными были атаки 19 и 28 марта, в ходе которых «Котовский» и «Щорс» получили повреждения и 14 апреля их отправили в ремонт на Канашский вагоноремонтный завод. Одновременно с ремонтом провели и перевооружение составов, заменив пушки.
9 февраля 1944 г. 44-й отдельный дивизион бронепоездов отправился по маршруту Крюково — Калинин — Великие Луки — Невель — Городок в 1-й Прибалтийский фронт. К 20 февраля дивизион сосредоточился на станциях Б. Прудок и Сычиха и поддерживал 145-ю стрелковую дивизию.
После того, как фронт отодвинулся на запад, из-за разрушенной железной дороги дивизион вывели в резерв. Отсюда 10 сентября он убыл по маршруту Витебск — Полоцк — Вильно — Шауляй — станция Димзас, куда прибыл 20 сентября 1944 г.
По распоряжению штаба фронта к 23 октября дивизион сосредоточился на станции Байорен в 18 километрах севернее Мемеля (ныне Клайпеда). К этому времени части Красной Армии отрезали в районе Мемеля крупную немецкую группировку.
10 января 1945 года после артиллерийской подготовки части Мемельской группировки противника неожиданно атаковали наши позиции. 44-й дивизион вступил в бой с прорвавшимися немецкими частями, которые поддерживали несколько танков. Ведя огонь с дистанции 800 — 1000 метров прямой наводкой, бронепоезда подбили два танка и уничтожили сопровождавший их танковый десант.
В течение 10 — 14 января 1944 г. бронепоезда дивизиона ежедневно вели огонь по противнику, оказывая поддержку своей пехоте в районе Клауспуссен. Всего за это время было уничтожено до 120 солдат и офицеров, 13 пулеметов, 4 блиндажа, 2 наблюдательных пункта, 2 танка, подавлен огонь нескольких артиллерийских и минометных батарей.
С 15 по 25 января 1945 г. на Мемельском направлении царило затишье, а на следующий день немцы начали отход. Узнав об этом, части 43-й армии перешли в наступление, и 28 января захватили Мемель. Части противника отошли на косу Курише-Нерунг и далее на юг. В течение 26 — 28 января бронепоезда 44-го дивизиона поддерживали огнем действия частей 92-го стрелкового корпуса по ликвидации Мемельской группировки немцев. Боевая работа дивизиона получила высокую оценку — приказом Верховного Главнокомандующего № 056 от 5 апреля 1945 г. 44-му отдельному дивизиону бронепоездов присвоили почетное наименование «Клайпедский».
Переданный в состав 4-й ударной армии дивизион до 24 февраля находился на станции Байорен, затем его перебросили в район Руцава против Курляндской группировки противника, а оттуда 6 марта — на станцию Латкутые.