Фотографические бланки служили для хозяина фотоателье своеобразными визитными карточками. Они вошли в обиход в 1849 году.
Изначально это были листы белого или цветного, но светлых оттенков картона без каких-либо изображений. Их обрезали прямо в мастерской так, чтобы поля картонки выступали немного за границы фотокарточки. Это делалось с вполне практической целью: фотографии печатали на тонкой альбуминовой бумаге, и картонная подложка-рамка обеспечивала им сохранность и более солидный вид. Для защиты снимка от пыли и солнечных лучей бланки часто снабжали листом прозрачной бумаги, который назывался «этикет» или «фартук». Его приклеивали к верхнему краю картонки с изнаночной стороны и перебрасывали на лицевую. Иногда этикет украшали рекламным текстом.
Со временем и спрос на фотобланки, и требования к их внешнему виду заметно возросли.
Литографическим способом на них отражалась вся необходимая информация: имя фотографа, название мастерской, ее адрес, награды и регалии. Нередко на них изображали мольберт, кисти и палитру: эти атрибуты художника подчеркивали причастность фотографа к миру высокого искусства. Действительные выпускники серьезных художественных училищ сначала указывали на бланке именно звание художник, а затем уже специализацию — фотограф.
Появились мастерские, а позже целые фабрики, которые специализировались на производстве фирменных бланков-визиток.
В 1860-х годах создание текстов для них стало едва ли не основной работой литографов. В 1872 году в Петербурге открылась фабрика, на которой изготовление бристольского картона совмещали с созданием визиток со штампами фотоателье. Фотографы могли выбрать дизайн среди имевшихся образцов или предоставить мастеру собственный эскиз.
Бланки были необходимы художникам-фотографам не только для изящной упаковки заказов, но и для участия в различных выставках — фотографических, политехнических и даже мануфактурных, где важно было показать товар лицом.
Изначально это были листы белого или цветного, но светлых оттенков картона без каких-либо изображений. Их обрезали прямо в мастерской так, чтобы поля картонки выступали немного за границы фотокарточки. Это делалось с вполне практической целью: фотографии печатали на тонкой альбуминовой бумаге, и картонная подложка-рамка обеспечивала им сохранность и более солидный вид. Для защиты снимка от пыли и солнечных лучей бланки часто снабжали листом прозрачной бумаги, который назывался «этикет» или «фартук». Его приклеивали к верхнему краю картонки с изнаночной стороны и перебрасывали на лицевую. Иногда этикет украшали рекламным текстом.
Со временем и спрос на фотобланки, и требования к их внешнему виду заметно возросли.
Литографическим способом на них отражалась вся необходимая информация: имя фотографа, название мастерской, ее адрес, награды и регалии. Нередко на них изображали мольберт, кисти и палитру: эти атрибуты художника подчеркивали причастность фотографа к миру высокого искусства. Действительные выпускники серьезных художественных училищ сначала указывали на бланке именно звание художник, а затем уже специализацию — фотограф.
Появились мастерские, а позже целые фабрики, которые специализировались на производстве фирменных бланков-визиток.
В 1860-х годах создание текстов для них стало едва ли не основной работой литографов. В 1872 году в Петербурге открылась фабрика, на которой изготовление бристольского картона совмещали с созданием визиток со штампами фотоателье. Фотографы могли выбрать дизайн среди имевшихся образцов или предоставить мастеру собственный эскиз.
К 1880 годам успешно функционировали московские, венские, одесские, варшавские фабрики. Петербургское заведение «Ширль и Скамони» выпускало в год до полутора миллионов одних только визиток, не считая «кабинетных», «будуарных» и «стереоскопических» бланков (около миллиона ежегодно).
Бланки были необходимы художникам-фотографам не только для изящной упаковки заказов, но и для участия в различных выставках — фотографических, политехнических и даже мануфактурных, где важно было показать товар лицом.