Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Югорское наследие»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Гарнитура, Бердыш, Змейка
#17
Гарнитура
#16
Пояс считается одним из древнейших аксессуаров в истории. Доподлинно не известно, когда появилась эта деталь одежды, однако исследователи отмечают, что на изображениях времен неолита — около 10 тысяч лет назад — встречаются горизонтальные полосы, которые делили фигуру человека. Отсюда возникло предположение, что уже в новокаменном веке люди могли подпоясывать свою одежду.

В средние века пояс, помимо своей основной функции, заменял карманы: они как деталь одежды появились, предположительно, лишь в XV веке. Застегивали пояс с помощью пряжки, которая являлась частью поясной гарнитуры. К нему крепили либо мешочек, либо необходимые предметы, такие как сверло, шило, ножны, амулеты, кресало (огниво). Пояса встречались как мужские, так и женские. Детей примерно до шести-восьми лет не подпоясывали.

Во многих культурах пояс использовали в свадебных и погребальных церемониях. Поясные гарнитуры в могильниках указывают на социальный статус и имущественное положение усопшего. Обильно украшенный накладками пояс говорил о принадлежности мужчины к сословию воинов. Украшения для пояса изготавливали из золота, серебра и бронзы. Металл выбирали в зависимости от того, какое положение в обществе занимал хозяин пояса.

Гарнитура из археологической коллекции музейного комплекса была найдена в 2005 году во время разведочных работ на памятнике эпохи Средневековья — селище Соровское 26 на реке Большой Салым в 100 километрах к западу от Нефтеюганска. В музейные фонды артефакт попал в 2011 году.

В состав гарнитуры входит шесть бронзовых элементов, которые выполнены в технике литья и ковки. Бляшки крепились к поясу с помощью шпеней — специальных шипов, расположенных с оборотной стороны. Предметы из металла в Средние века поступали на территорию Нефтеюганского района преимущественно из тех регионов, где металлообработка была одним из основных ремесел. Такие дорогостоящие изделия могли себе позволить князья или воины из их дружины. Поэтому можно предположить, что в могиле, обнаруженной в 2005 году, похоронен зажиточный мужчина из воинского сословия.
#5
Полное наименование: Гарнитура поясная
Дата создания: XII–XVII век
Техника: ковка, литье
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
Размеры: 3,1×4,5×1 см
Место создания: Волжская Булгария
#15
Бердыш
#14
Освоение Сибири длилось не одно столетие и сопровождалось многочисленными столкновениями с местным населением. На вооружении у русских войск было несколько видов оружия. Одно из них — бердыш, холодное рубящее оружие на длинном древке. Бердыш был похож на топор с лезвием в виде вытянутого полумесяца. Чаще всего его использовали в XVI–XVII веках. Схожие виды оружия встречались в Средневековье во многих западноевропейских странах и странах Востока. А когда бердыш появился на территории Руси, ученые не смогли достоверно установить до сих пор. По одной из версий, это произошло в первой половине XV века.

До середины XVII века бердыш изготавливали в посадских (городских) и деревенских кузницах, не всегда из качественного сырья. Стоимость этого орудия была невысока, поэтому приобрести его мог каждый воин. Бердышей производили так много, что мастера не ставили на них свое клеймо, в отличие от штучных мечей.

Форма бердышей менялась со временем, но в 1656 году был издан особый указ о вводе единого стандарта. Это позволило унифицировать внешний вид оружия.

В Западной Сибири не было своего производства, поэтому длиннодревковое оружие поставляли из европейской части России. Поставки были нерегулярными, и некоторым гарнизонам бердышей не хватало. В марте 1675 года вышел царский указ, который запрещал местным служивым людям продавать бердыши «всяким иноземцам». Эта мера помогла царскому командованию обеспечить оружием собственные войска.

У бердыша из археологической коллекции Историко-художественного музейного комплекса необычная история. По легенде, утерянный русскими войсками бердыш ханты крепили к обласу — долбленой лодке — и совершали ритуальный ход до начала рыболовного промысла. Считалось, что эта церемония открывала проход рыбе из реки Большой Салым в озеро Сырковый Сор. Позже орудие поместили в священный амбар Сотым-тэ-ики и почитали как оружие легендарного богатыря. Бердыш XVII века — единственный предмет из обихода русского населения, который представлен на выставке «Югорское наследие».
#9
Полное наименование: Бердыш
Дата создания: XVII век
Техника: ковка
Размеры: 56,7×13,6 см; косица — 9,5 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#12
Змейка
#13
В коллекции Нефтеюганского историко-художественного музейного комплекса представлена бронзовая фигурка в виде змеи. Ее обнаружили во время раскопок археологического памятника Городище Соровское 10 близ озера Большое Соровское. В фонд Музея реки Обь, где экспонат выставляется сейчас, она поступила в 2012 году. Исследователи предполагают, что возраст этого зооморфа — около 1000 лет.

Скульптуры животных с рельефными орнаментами обобщенно называют звериным стилем. Ученые предполагают, что люди начали изготавливать зооморфные фигуры, как только освоили литье из бронзы или железа. Первые известные находки датируются V тысячелетием до нашей эры. Чаще всего изображали обожествленных животных, хищных зверей, птиц и фантастических существ, например грифонов. Звериный стиль отличался от простых изображений животных тем, что сюжет подчинялся правилам декоративного искусства: персонажей расставляли симметрично, в орнаментах присутствовал ритм, а в образах животных — условность.

Из всех изваяний археологи чаще обнаруживают фигуры медведей, лосей или птиц. Изображения рептилий встречаются редко.

Исследователи считают, что образы средневековой художественной металлопластики связаны с представлениями о мироустройстве тех лет. Например, птица — один из самых распространенных персонажей — воспринималась как посредник между миром человека и миром духов, была вестником богов и посланником людей. Рептилии же символизировали дорогу в иные миры.

Змейку из нефтеюганской коллекции создали в IX веке нашей эры. Средневековые мастера изобразили ее в динамической позе: змея будто ползет. Этот эффект достигнут за счет чуть изогнутого тела. Туловище змеи плоское, а на спине виден декор в виде 14 овальных рельефов. На территории Западной Сибири часто обнаруживают средневековые литые фигуры с отображенной скелетной структурой. Возможно, мастер узорными элементами обозначил змеиный позвоночник. Голова животного изготовлена более реалистично: она объемная с проработанными глазами, ноздрями и ртом. Реализм и естественность формы змеи говорит о мастерстве автора.
#10
Полное наименование: Змейка бронзовая
Дата создания: IX век
Техника: литье
Место создания: Прикамье
Размеры: 11×1×0,5 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Гарнитура, Бердыш, Змейка

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%