Традиционным занятием хакасов было скотоводство полукочевого типа. Разводить скот в долине Среднего Енисея начали уже в эпоху Средневековья, а Хакасско-Минусинская котловина была одним из древнейших скотоводческих очагов Сибири.
Хакасы разводили в основном лошадей, овец и крупный рогатый скот. На лошадях совершали перекочевки, с их помощью перевозили грузы, а лошадиное мясо и молоко употребляли в пищу.
Основной породой лошадей была степная («киргизская»). Табуны круглый год паслись в горах и степи.
С XVII–XVIII веков хакасы занимались художественной ковкой и ювелирным делом. Из железа и серебра они создавали наборную упряжь для лошадей.
Седло со стременами из музейной коллекции было изготовлено в XIX веке. Но в археологических памятниках Среднего Енисея находят деревянные и металлические части седел более раннего периода.
Основу для них изготавливали из дерева. Она состояла из двух полок прямоугольной формы и двух дуг, которые их соединяли. Между собой детали скрепляли при помощи кожаных ремешков.
Остов седла покрывали мягким материалом (например, войлоком) и затягивали кожей. Иногда могли оставлять ничем не покрытые участки дерева.
Чтобы седло было более функциональным, на жесткий каркас крепили различные пробои с упорами и кольцами — чтобы перевозить вьюки или скреплять ремни, которыми перетянуты грузы.
Среди кочевников было принято украшать седельные луки фигурными накладками, которые вырезали из кости или металла. Седло крепилось на лошади с помощью ремней: нагрудного (кокси паа) и подхвостного (хосхын). Кроме того, все седло вместе с потником (учургу) и матерчатой подстилкой, которую для украшения клали поверх потника, — чепраком (кичим) — перетягивали специальной подпругой («холлаг»).
В полках седла прорезали специальные отверстия, через которые проходил путлищный ремень — соединение со стременами. Длина путлища регулировалась узлами или пряжками.
Седло и стремена были важной, но не обязательной частью снаряжения коня. Несмотря на их практичность и удобство для всадника, в мирной жизни небогатые кочевники обходились и без них.
Хакасы разводили в основном лошадей, овец и крупный рогатый скот. На лошадях совершали перекочевки, с их помощью перевозили грузы, а лошадиное мясо и молоко употребляли в пищу.
Основной породой лошадей была степная («киргизская»). Табуны круглый год паслись в горах и степи.
Животные в них ходили косяками. В одном таком косяке было около 20-30 лошадей с жеребятами, которых охранял жеребец. На зимовку табуны укрывались в малоснежных горах.
С XVII–XVIII веков хакасы занимались художественной ковкой и ювелирным делом. Из железа и серебра они создавали наборную упряжь для лошадей.
Седло со стременами из музейной коллекции было изготовлено в XIX веке. Но в археологических памятниках Среднего Енисея находят деревянные и металлические части седел более раннего периода.
Основу для них изготавливали из дерева. Она состояла из двух полок прямоугольной формы и двух дуг, которые их соединяли. Между собой детали скрепляли при помощи кожаных ремешков.
Остов седла покрывали мягким материалом (например, войлоком) и затягивали кожей. Иногда могли оставлять ничем не покрытые участки дерева.
Чтобы седло было более функциональным, на жесткий каркас крепили различные пробои с упорами и кольцами — чтобы перевозить вьюки или скреплять ремни, которыми перетянуты грузы.
Среди кочевников было принято украшать седельные луки фигурными накладками, которые вырезали из кости или металла. Седло крепилось на лошади с помощью ремней: нагрудного (кокси паа) и подхвостного (хосхын). Кроме того, все седло вместе с потником (учургу) и матерчатой подстилкой, которую для украшения клали поверх потника, — чепраком (кичим) — перетягивали специальной подпругой («холлаг»).
В полках седла прорезали специальные отверстия, через которые проходил путлищный ремень — соединение со стременами. Длина путлища регулировалась узлами или пряжками.
Седло и стремена были важной, но не обязательной частью снаряжения коня. Несмотря на их практичность и удобство для всадника, в мирной жизни небогатые кочевники обходились и без них.