Игольник — это основная вещь для девочки, она копирует его от матери. «Ты берёшь от неё как бы память, будешь, как она мастерить, шить и всю жизнь с такой мыслью жить». Игольницы могут быть подарены мамой, бабушкой или крёстной матерью. Выходя замуж, девушка берёт с собой рукодельный мешочек и игольник. Эти предметы она забирает с собой в случае самовольного ухода из родного дома в дом жениха. Игольница сопровождает женщину всю жизнь. Велико значение игольника и в свадебном обряде. Ханты водили невесту вокруг жилища жениха или внутри его, клали на пол игольник. В погребальной практике также присутствует этот предмет. Мягкая часть игольника, наряду с другими личными вещами и рукодельным мешочком, уходит вместе с его хозяйкой в иной мир, проходя процесс «умирания» через намеренное повреждение с помощью вырезания в нём отверстия.
Традиционный игольник — это предмет, в котором составные части и элементы оформления несут определённое практическое и смысловое назначение. Его размеры соответствуют расстоянию между внешним краем разреза глаз или ширины скул. Берётся ткань, делается указанный замер — это будет общая средняя ширина стороны игольника. Из полосок сукна вырезается четыре равносторонних квадрата. Квадраты соединяются и образуют центральную часть игольника, так называемый «глаз» или «сердце». Этот центральный элемент не является рабочей зоной. Он украшается пуговицами, бисером. По уголкам пришивают небольшие кусочки лебяжьего пуха с кожицей. Вся поверхность прошивается мелкими стежками похожими на следы «шажки оленей». Шов с рабочей стороны игольника делается еле заметным, в то время как с задней части швы достигают 3–4 мм и прокладываются рядами по кругу или вдоль и поперёк. С левой руки от мастерицы, пришивается «крепилка» для сухожильных нитей. В правой стороне игольника, на длинной самодельной петле или цепочке, или ремешке с нанизанными бусинами, крепится держатель для напёрстка. Хранится игольник в свёрнутом виде в рукодельном мешочке, либо вывешивается в развёрнутом виде на стене женской стороны дома рядом с рукодельным мешочком.
Игольница из экспозиции «Югорское наследие» квадратной формы
с округлыми углами, выполнена в технике мозаика из прямоугольных кусков шерстяной
ткани синего, бордового и желтого цветов пришитых к подкладке бордового цвета. По контуру прошита конвой из ткани оранжевого
цвета. Поверхность игольницы украшена бисером белого, оранжевого и перламутрового
цветов. На одном из углов имеется петелька из бисера белого и фиолетового цветов
для подвешивания.