Иконы с преподобным Александром Ошевенским появились в XV веке, почти через 100 лет после его кончины. Самые ранние из дошедших до нашего времени памятников с этим святым относятся к концу XVI столетия. Произведение из собрания музея датируется XVIII веком.
На Русском Севере образы с преподобным встречались очень часто, особенно на Каргополье и в Поонежье. Здесь они были едва ли не в каждом храме. Важное значение святого именно для этих мест подчеркивала и частая надпись «Каргопольский чудотворец» на его иконах. Популярность среди местного, особенно сельского, населения, во многом объяснялась народной памятью о его крестьянском происхождении. Святой помногу занимался просветительством среди местных земледельцев.
На иконе из собрания музея преподобный Александр изображен справа. Он стоит в полный рост в монашеском одеянии. В левой руке он держит развернутый свиток с надписью. Слева от него виднеется монастырь: внутри ограды разместился Успенский Собор с колокольней, надвратная Никольская церковь, братский корпус и помещение для паломников. Вверху иконы художник оставил надпись: «ПРЕП. АЛЕКСАНДРЪ ОШЕВЕНСКИЙ ЧЮДОТВОРЕЦ». На полях он изобразил двух святых в фигурном обрамлении. Слева — Пресвятой Макарий Унженский, справа — Пресвятой Кирилл Челмогорский.
В XVII веке в русской иконописи появился особый жанр — так называемые «иконы основания». На них святые представлены вместе с теми обителями, которые они основали. Несмотря на условность изображения, такие иконы верно передают особенности монастырских архитектурных ансамблей. Нередко они служат и надежным источником для реконструкции облика строений: в старину монастыри часто перестраивались, и иконописцы фиксировали эти изменения.
Иконы, где Александра Ошевенского изображали рядом с основанным им монастырем, стали одними из самых распространенных образов преподобного. Ошевенский монастырь сначала был полностью деревянным, с двумя шатровыми храмами и колокольней. Окружали его бревенчатые стены. Затем здания постепенно сменились на каменные — появился новый пятиглавый Успенский собор, надвратная (то есть, построенная над воротами) Никольская церковь, а также стены и хозяйственные постройки. На иконе показан окончательный вариант монастыря, возведенный в камне.
На Русском Севере образы с преподобным встречались очень часто, особенно на Каргополье и в Поонежье. Здесь они были едва ли не в каждом храме. Важное значение святого именно для этих мест подчеркивала и частая надпись «Каргопольский чудотворец» на его иконах. Популярность среди местного, особенно сельского, населения, во многом объяснялась народной памятью о его крестьянском происхождении. Святой помногу занимался просветительством среди местных земледельцев.
На иконе из собрания музея преподобный Александр изображен справа. Он стоит в полный рост в монашеском одеянии. В левой руке он держит развернутый свиток с надписью. Слева от него виднеется монастырь: внутри ограды разместился Успенский Собор с колокольней, надвратная Никольская церковь, братский корпус и помещение для паломников. Вверху иконы художник оставил надпись: «ПРЕП. АЛЕКСАНДРЪ ОШЕВЕНСКИЙ ЧЮДОТВОРЕЦ». На полях он изобразил двух святых в фигурном обрамлении. Слева — Пресвятой Макарий Унженский, справа — Пресвятой Кирилл Челмогорский.
В XVII веке в русской иконописи появился особый жанр — так называемые «иконы основания». На них святые представлены вместе с теми обителями, которые они основали. Несмотря на условность изображения, такие иконы верно передают особенности монастырских архитектурных ансамблей. Нередко они служат и надежным источником для реконструкции облика строений: в старину монастыри часто перестраивались, и иконописцы фиксировали эти изменения.
Иконы, где Александра Ошевенского изображали рядом с основанным им монастырем, стали одними из самых распространенных образов преподобного. Ошевенский монастырь сначала был полностью деревянным, с двумя шатровыми храмами и колокольней. Окружали его бревенчатые стены. Затем здания постепенно сменились на каменные — появился новый пятиглавый Успенский собор, надвратная (то есть, построенная над воротами) Никольская церковь, а также стены и хозяйственные постройки. На иконе показан окончательный вариант монастыря, возведенный в камне.