На иконе представлено поясное изображение Серафима Саровского, облаченного в черную мантию с золотой прописью складок и белую епитрахиль с коричневыми четырехконечными крестами. В левой руке у преподобного — четки как символ непрестанной молитвы. Фон средника декорирован тисненым орнаментом. Опушь (полоса яркой краски, обрамляющая икону по внешнему краю) украшена растительным орнаментом с использованием полихромных эмалей. Вокруг головы святого Серафима — нимб в виде сияющих лучей, обрамленных голубым точечным орнаментом. На некоторых иконах, написанных до канонизации Серафима, преподобный изображен без нимба.
Серафим был иеромонахом Саровского монастыря, основателем и покровителем Дивеевской женской обители. Саровский — один из наиболее почитаемых православных святых. Согласно его житиям иеромонах вел уединенную жизнь аскета в лесу, вдали от монастыря. Серафим носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание и строго постился. По некоторым свидетельствам, он долгое время питался одной только травой снытью, тысячу дней и ночей провел в подвиге столпничества, на каменном валуне. В последние десятилетия жизни Серафим принял на себя иноческий подвиг молчания.
На иконах, изображающих преподобного, присутствует обязательный атрибут — молельные четки, или лестовки, в левой руке. Образ Серафима Саровского создан в традиции, основанной на повторении его прижизненных портретов кисти инока Иосифа (Серебрякова) и живописца Императорской Академии художеств Дмитрия Евстафьева. Это повторение было важным, среди прочего, потому, что старец лично вручал духовным детям свои изображения в утешение и на молитвенную память. Паломники вспоминали свой трепет от ощущения присутствия старца, возникавший перед его портретами: лик «оживал», и они видели преподобного Серафима «как живого».
На этой иконе автор подчеркивает в облике
старца преклонные лета и глубокие морщины, напоминая о его
подвижнических трудах, утеснении плоти, тысячедневной молитве столпника.
На некоторых иконах святого в левом верхнем углу изображаются лучи
— «иконный» свет, осеняющий преподобного. Такой элемент встречается
в изображениях его праведной кончины, молитвенного стояния перед иконой Богоматери
на камне, в ростовых изображениях святого на фоне обители
с Господом Вседержителем или Богоматерью в небесах.