Этот иконографический образ святого архиепископа и чудотворца Николая Мирликийского — его классическое поясное изображение. По композиции оно восходит к древним русским иконам ХV–ХVI веков. Правая рука чудотворца — в благословляющем жесте, в левой руке он держит закрытое Евангелие с красным обрезом. Он облачен в ярко-красную фелонь с золотым растительным орнаментом, золотой каймой с красными камнями, синий подризник, зеленый омофор с золотым геометрическим растительным орнаментом и красными крестами.
Представленная икона заключена в серебряный оклад. Такие оклады — самостоятельный вид прикладного искусства середины XVIII века, со своими особенностями конструкции и орнаментики. На Руси пришедшая из Византии иконография святого Николая получила широкое распространение и была многообразной.
Древнейшие и наиболее часто встречающиеся образы святого Николая — поясные. Часто слева и справа от Святителя Николая изображаются фигуры Иисуса Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде, которое произошло на Никейском соборе в 325 году. Согласно церковному преданию святой Николай во время споров «заушил», то есть дал пощечину ливийскому пресвитеру Арию за еретические речи. За этот поступок Николай был отлучен от сана. Но тогда Сам Спаситель и Божия Матерь принесли святому Николаю Евангелие и омофор — знаки святительского достоинства. После этого Николаю вернули сан архипастыря. Арий же стал основателем антитринитарного учения в христианстве, получившего название «арианство». Согласно ему Сын Божий — не Бог, а Божие творение, не единосущное и не подобное Богу.
По мнению некоторых богословов, предание о пощечине Арию «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», а кроме того, противоречит правилам святых апостолов.
Согласно житию Николай Чудотворец умер в преклонном возрасте, поэтому изображается он всегда старцем с седой бородой. Такие детали в облике святого, как короткая борода и волосы чуть ниже ушей, опираются, по всей видимости, на устное предание, позднее зафиксированное в иконописных подлинниках.