Один из самых часто встречающихся иконографических типов Христа — «Спас на престоле». Эта икона представляет собой вариант Деисуса — сцены молитвенного предстояния Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов и святых Господу на небесах.
В центре композиции — Спас, восседающий на орнаментированном престоле с высокой спинкой. Престол символизирует Вселенную, все видимое и невидимое и вместе с тем — царственную славу Спасителя. Справа и слева от престола изображены Богоматерь в синем хитоне и вишневом мафории и Иоанн Предтеча во власянице терракотового цвета с темно-коричневыми штрихами прядок и в синем гиматии. В руках у них развернутые белые свитки.
За престолом по сторонам — архангелы Михаил и Гавриил, за ними — святой Николай Чудотворец, апостолы Пётр и Павел, преподобный Василий. У подножия престола изображены преподобные Антоний и Феодосий, Зосима и Савватий Соловецкие. Икона выдержана в золотых, коричневых, красных и синих тонах. Евангелие в руках Спасителя украшено ярко-красным обрезом.
Иконы, изображающие Спаса на престоле, были очень распространены в древнерусском искусстве. Они восходят к иконографическому типу Христа Вседержителя (Пантократора). Спасителю предстоят ходатаи за род людской: Богоматерь, Иоанн Креститель, апостолы, преподобные, святители и мученики. В левой руке у Пантократора почти всегда изображается либо Евангелие, либо свиток.
В Византии иконографический образ Христа Пантократора появился в IV–VI веках. Древнейшее из известных его иконописных изображений — икона «Христос Пантократор» в Синайском монастыре, созданная в середине VI века. Изображения Спаса на престоле встречаются еще в римских катакомбах, но окончательно его иконография сложилась к X веку.
К одной из разновидностей изображения Христа
Вседержителя относится «Спас в Силах». Это центральная икона в традиционном
русском иконостасе. Христос на таких иконах изображен в полный рост. Он
восседает на престоле в окружении
ангельского сонма — Сил Небесных. Другие варианты этого образа — Психосотер
(«Душеспаситель»), Елеон («Милующий»).