В иконописи Деисус первоначально выполнялся на одной доске. Позже появились Деисусы на трех отдельных досках, как в случае этой иконы. На ней представлено погрудное изображение центральной фигуры — Господа Вседержителя, облаченного в ярко-красный хитон и синий гиматий. Правая рука — в благословляющем жесте, пальцы левой руки придерживают закрытое Евангелие, украшенное золотом и камнями.
«Господь Вседержитель» относится к так называемой донской школе иконописи, которая мало исследована. Эта иконопись бытовала среди казачьего населения Нижнего Дона. Конкретная икона принадлежала семье Гладковых из хутора Погожев Цимлянского района Ростовской области. Казак Яков Гладков служил в конце XIX века при дворе Его Императорского Величества.
«Деисус», или «Деисис», в переводе с греческого означает «моление, прошение, преклонение». Икона такого типа может включать в себя изображения апостолов, святых отцов, мучеников (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом Небесного Царя и Судии.
Подобные композиции делятся на два типа — погрудные и ростовые. Представленный Деисус относится к первому типу. Ко второму типу относятся иконы, в которых Богоматерь и Иоанн Предтеча представлены в рост в позе моления перед Христом. Такие изображения могли быть и частью композиции Страшного Суда. Их можно соотнести с древнейшими дошедшими до нас литургическими текстами, в которых Богородица и Иоанн Предтеча упоминаются как предстатели и молители за верующих.
Первое упоминание слова «Деисус» встречается
в Ипатьевской летописи на странице, датированной 1288 годом. Чаще всего
Деисусом называют иконы, изображающие Христа с предстоящими
по сторонам Богоматерью и Иоанном Предтечей. В Византии иконы,
изображавшие Христа с предстоящими по сторонам Богоматерью
и Предтечей, именовались триморфами. Первое датированное упоминание
о подобной иконе-триморфе относится к 629 году. Древнейшие из известных
изображений относятся к VII веку.