Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Православная икона на Дону»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Икона «Спас Нерукотворный»

Время создания
начало XIX века
Место создания
Российская империя, Могилёвская губерния
Размер
41,6x34 см
Техника
дерево (береза), масло, позолота
0
Открыть в приложении
#6

«Спас Нерукотворный» — нерукотворное изображение Образа Спасителя, который, по преданию, был чудесным образом запечатлен на фрагменте ткани. В Византии этот образ Христа называли «Святым Мандилионом», а в Древней Руси — «Святым Убрусом» или «Спасом Нерукотворным».

Лик Иисуса Христа помещен на белое полотенце (убрус), украшенное цветочными букетами и золотой каймой внизу. Убрус, занимающий все пространство средника (центральной части иконы), подчеркивает крупный лик Спасителя, выделенный золотым нимбом с красным перекрестьем. У лика Спасителя тонкие черты, он изображен с бородой, разделенной надвое, и с длинными волосами, распадающимися на концах слева на две пряди, справа — на три.

#5
Икона «Спас Нерукотворный»
#2

В отличие от Византии, где изображения Мандилиона в основном характерны для миниатюры и стенописи, в древнерусском искусстве образ Иисуса на убрусе был распространен в иконописи. Чаще всего этот образ Христа встречается на иконах XVII столетия, особенно второй половины.


Развитие этой темы достигло расцвета в работах мастеров Оружейной палаты. Вероятно, их интерес был связан с деятельностью московского иконописца Симона Ушакова. Он разработал новую художественную концепцию образа Спаса Нерукотворного. Его икона Спаса 1658 года находится в экспозиции Третьяковской галереи, как и самая ранняя из сохранившихся икон с образом Спаса Нерукотворного, созданная в XII веке. Согласно преданию писанный на полотне образ, список с реликвии, был принесен из Византии первым епископом и просветителем суздальской земли святым Феодором. На Руси Спас Нерукотворный почитали как истинный образ Христа, который был явлен сразу после крещения Спасителя.

Говоря о ветковской иконе, исследователи указывают на развитую декоративность стиля, насыщенные локальные тона с преобладанием характерного «южного» винно-красного в сочетании с контрастирующим белым или золотым фоном.

Можно выделить несколько иконографических типов Нерукотворного образа: кроме «Спаса на убрусе», это «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич») и «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса.

#4
Икона «Спас Нерукотворный»
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Икона «Спас Нерукотворный»

Время создания
начало XIX века
Место создания
Российская империя, Могилёвская губерния
Размер
41,6x34 см
Техника
дерево (береза), масло, позолота
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%