«Спас Нерукотворный» — нерукотворное изображение Образа Спасителя, который, по преданию, был чудесным образом запечатлен на фрагменте ткани. В Византии этот образ Христа называли «Святым Мандилионом», а в Древней Руси — «Святым Убрусом» или «Спасом Нерукотворным».
Лик Иисуса Христа помещен на белое полотенце (убрус), украшенное цветочными букетами и золотой каймой внизу. Убрус, занимающий все пространство средника (центральной части иконы), подчеркивает крупный лик Спасителя, выделенный золотым нимбом с красным перекрестьем. У лика Спасителя тонкие черты, он изображен с бородой, разделенной надвое, и с длинными волосами, распадающимися на концах слева на две пряди, справа — на три.
Икона «Спас Нерукотворный»
В отличие от Византии, где изображения Мандилиона в основном характерны для миниатюры и стенописи, в древнерусском искусстве образ Иисуса на убрусе был распространен в иконописи. Чаще всего этот образ Христа встречается на иконах XVII столетия, особенно второй половины.
Развитие этой темы достигло расцвета в работах мастеров Оружейной палаты. Вероятно, их интерес был связан с деятельностью московского иконописца Симона Ушакова. Он разработал новую художественную концепцию образа Спаса Нерукотворного. Его икона Спаса 1658 года находится в экспозиции Третьяковской галереи, как и самая ранняя из сохранившихся икон с образом Спаса Нерукотворного, созданная в XII веке. Согласно преданию писанный на полотне образ, список с реликвии, был принесен из Византии первым епископом и просветителем суздальской земли святым Феодором. На Руси Спас Нерукотворный почитали как истинный образ Христа, который был явлен сразу после крещения Спасителя.
Говоря о ветковской иконе, исследователи указывают на развитую декоративность стиля, насыщенные локальные тона с преобладанием характерного «южного» винно-красного в сочетании с контрастирующим белым или золотым фоном.
Можно выделить несколько иконографических типов
Нерукотворного образа: кроме «Спаса на убрусе», это «Спас на чрепии» или просто
«Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич») и «Керамида». По преданию, образ
Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой
Нерукотворного Спаса.
Икона «Спас Нерукотворный»
