Подфолежные и подокладные иконы получили большое распространение в конце XIX века. Такие образа состояли из доски с изображением святого и оклада, который был сделан из жести или фольги. На деревянном полотне под окладом прописывались только лики и руки святых — так называемое «личное», остальная часть образа отпечатывалась на тонком металлическом листе, закрепленном сверху. Такие иконы пользовались большим спросом, особенно у простого народа, ввиду своей низкой стоимости.
Икона «Спас Вседержитель» из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева тоже является иконой-подокладницей. Она была создана в конце XIX века. Иисус Христос изображен на ней в виде «Пантократора», Небесного Судии и Царя. Это один из шести иконографических канонов Сына Божия. К другим относят Спас Нерукотворный, Спас на престоле, Спас в силах, Спас Эммануил и Спас Благое Молчание.
Обычно Пантократор-Вседержитель изображается по пояс. Иисус Христос в этом иконографическом типе держит Евангелие в Своей левой руке, а правой — десницей — благословляет мир.
Икона «Спас Вседержитель» из куйбышевской коллекции состоит из трех частей: подокладницы, оклада и киота.
Подокладница — это прямоугольная доска, в центре покрытая тонким слоем левкаса — специального грунта, который наносится на доску перед письмом красками. На доске маслом прописаны лик и руки Спаса в реалистичной манере. Правая рука приподнята в благословляющем жесте. Пальцы левой сложены для удерживания Евангелия.
Оклад выполнен из медного листа методом штамповки с последующим позолочением. На прямоугольном среднике — рельефное изображение фигуры в хитоне (длинной рубашке без рукавов) и гиматии (накидке-плаще). В окладе есть прорези, сквозь которые видны написанные лик и руки. Все остальные детали образа Спасителя присутствуют на окладе.
Открытое Евангелие над левой рукой посеребрено. Гиматий декорирован гравированным геометрическим орнаментом, по краям — узорчатая кайма с двумя узкими посеребренными полосками. Горловина хитона объемная, декорирована гравированным зубчатым орнаментом с посеребренной полосой в центре. Венец Спаса накладной, узорчатый.
Икона «Спас Вседержитель» из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева тоже является иконой-подокладницей. Она была создана в конце XIX века. Иисус Христос изображен на ней в виде «Пантократора», Небесного Судии и Царя. Это один из шести иконографических канонов Сына Божия. К другим относят Спас Нерукотворный, Спас на престоле, Спас в силах, Спас Эммануил и Спас Благое Молчание.
Обычно Пантократор-Вседержитель изображается по пояс. Иисус Христос в этом иконографическом типе держит Евангелие в Своей левой руке, а правой — десницей — благословляет мир.
Икона «Спас Вседержитель» из куйбышевской коллекции состоит из трех частей: подокладницы, оклада и киота.
Подокладница — это прямоугольная доска, в центре покрытая тонким слоем левкаса — специального грунта, который наносится на доску перед письмом красками. На доске маслом прописаны лик и руки Спаса в реалистичной манере. Правая рука приподнята в благословляющем жесте. Пальцы левой сложены для удерживания Евангелия.
Оклад выполнен из медного листа методом штамповки с последующим позолочением. На прямоугольном среднике — рельефное изображение фигуры в хитоне (длинной рубашке без рукавов) и гиматии (накидке-плаще). В окладе есть прорези, сквозь которые видны написанные лик и руки. Все остальные детали образа Спасителя присутствуют на окладе.
Открытое Евангелие над левой рукой посеребрено. Гиматий декорирован гравированным геометрическим орнаментом, по краям — узорчатая кайма с двумя узкими посеребренными полосками. Горловина хитона объемная, декорирована гравированным зубчатым орнаментом с посеребренной полосой в центре. Венец Спаса накладной, узорчатый.
Все поле средника гравировано чешуйчатым орнаментом. Средник обрамлен рамкой, поля которой декорированы цветочным орнаментом. На нижнем поле в центре — название иконы, нанесенное гравировкой. Икона вставлена в киот с рамой. Корпус киота тонирован под «красное дерево».