XV век — классическая пора в развитии русского иконостаса. Именно в эту пору создавался иконостас Успенского собора — одновременно со строительством каменного храма. В нём появились новые ряды икон, он обрёл подчёркнутую архитектурную упорядоченность. Почти все иконы сохранились.
Особенности икон Кирилловского комплекса говорят о том, что их создатели ориентировались на иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Над созданием этого масштабного проекта трудилась приглашенная в монастырь артель, в составе которой бы-ло три ведущих иконописца, связанных с разными художественными традициями: московской, новгородской и, предположительно, ростовской.
Наиболее ярко манера каждого из трёх мастеров проявилась в написании праздничных икон. В иконах «Рождество Богоматери», «Введения Богоматери во храм», «Сретение» ярко ощущаются черты дионисиевского направления — одного из ведущих в московском искусстве конца XV — начала XVI ве-ка. Особенность почерка этого мастера — яркие контрастные цвета, прежде всего, киноварь — красный минеральный пигмент — и азурит — пигмент си-него цвета, который ценился в те времена на вес золота. Во многих храмах, посвященных Богородице, росписи наполнены небесной синевой. Синий и голубой цвета символизируют бесконечность неба, иной, вечный мир и считаются цветами Богородицы, соединившей в себе и земное и небесное. В создании икон Кирилловского иконостаса художник использовал чистый азу-рит, без примеси других пигментов, а также добавлял в краску толчёное стекло, которое отражает свет, и увеличивает яркость синего цвета.
Иконы «Крещение», «Благовещение», «Преображение», «Успение Богоматери» написаны другим художником, в чьих произведениях соединились черты московской и новгородской традиций. Для них характерны более строгие формы, правильные пропорции фигур, тщательная проработка скла-док одежды. Другая особенность письма этого мастера — особая цветовая гамма: практически во все красочные смеси добавлены белила.
Пример работы третьего мастера Кирилловского иконостаса — икона «Уверение Фомы». Стиль этого иконописца отличают простые архаичные формы, яркие, но гармоничные цвета. Письмо ликов исполнено плотной золотистой охрой, что заметно отличает их от холодных, сильно высветленных ликов на иконах, принадлежащих второму мастеру.
В результате совместной работы иконописцев, связанных с разными художественными направлениями, возник грандиозный классический ансамбль древнерусской живописи. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря даёт представление о процессе формирования общерусского стиля иконописи на рубеже XV–XVI столетий. Первоначально иконы размещались на брусьях, называвшихся тяблами. На них иконы стояли как на полках, вплотную друг к другу, без каких-либо разделителей.
С течением времени облик и устройство иконостаса менялись, появлялись и исчезали ряды икон. В середине XVI столетия иконы местного чина, а затем деисусного, праздничного и пророческого чинов покрыли серебряными, позолоченными и басменными окладами. Оклады создавала по мере поступления пожертвований, а также на деньги монастыря группа нанятых мастеров. К концу XVI века сформировался пядничный ряд иконостаса, состоявший из небольших, размером в «пядь», то есть кисть руки, вкладных икон в драгоценных окладах. Позднее иконостас пополнился ещё одним рядом — праотеческим, в котором были иконы ветхозаветных святых. На иконах местного ряда, частично заменив драгоценную басму, появились серебряные чеканные оклады, выполненные царскими ювелирами.
В XVIII веке конструкцию иконостаса изменили. Древние расписные тябла заменили деревянной золочёной иконостасной рамой. Многие из древних образов в неё не поместились, и их перенесли в алтарную часть собора. Эту иконостасную раму можно видеть в интерьере храма и сейчас. В неё вмонтированы фотокопии икон. Оригинальные образы теперь хранятся в четырёх музейных собраниях: в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, где в экспозиции «Древнерусское искусство XV–XVII веков» в Архимандричем корпусе представлены 34 иконы.
Иконостасная конструкция XVIII века стилистически выдержана в переходных формах от барокко к классицизму. Иконостас по-прежнему насчитывает четыре яруса, но порядок рядов, в сравнении с первоначальным иконостасом, изменён. Древний пророческий ряд полностью убрали, поскольку его широкие доски не вписывались в симметричную и единообразную структуру иконостаса. Полуфигурные изображения пророков разместили на тумбах под местными иконами, в основании иконостасной конструкции. В XIX веке иконостас увенчали живописным распятием и золочёными скульптурами ангелов.
Нижний ряд икон — местный. Он самый непостоянный по составу. Здесь размещены подаренные государями образы с богатыми окладами. Помимо икон, здесь находятся Царские врата, двери в дьяконник и в жертвенник. После реконструкции иконостаса местный ряд насчитывает восемь образов. Среди них икона «Богоматерь Одигитрия», она располагается справа от Царских врат. Слева от них — образ Спасителя, за ним — храмовый образ «Успение Богоматери» («Облачный извод») конца XV века.
Следующий ряд иконостаса — праздничный. В него включены иконы на те-мы двенадцати главных церковных праздников, а также сюжетов Страстного цикла и других событий, повествующих о земной жизни Иисуса Христа и Де-вы Марии. Праздничный ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря — самый большой из сохранившихся с XV века.
Третий ряд иконостаса называется Деисусом, это ядро иконостасной компо-зиции XV века. Основные его темы — Второе Пришествие, Страшный Суд и грядущее спасение человечества. В переводе с греческого «деисис» означает «моление, прошение». В центральной части чина изображён Спас Вседержитель или Пантократор — Христос, восставший на Суд. Слева и справа — склонившиеся к нему в молитве Богоматерь и Иоанн Креститель, архангелы Михаил и Гавриил или апостолы Пётр и Павел. Следом за ними иногда изображены другие святые, ходатайствующие о прощении грешников. Их расположение осуществлялось по определённой иерархии: архангелы, апостолы, святители, мученики, преподобные. Деисусный чин являет собой образ Небесной Церкви, пребывающей перед престолом Вседержителя в постоянных молитвах о спасении человеческого рода. Деисус иконостаса Успенского собора сохранился полностью.
Верхний ряд иконостаса — праотеческий. В составе высокого русского иконостаса ряд, включающий в себя изображения ветхозаветных праведников, которые иначе именуются праотцами, появился во второй половине XVI века. В центре этого чина обычно помещается икона «Новозаветная Троица» или «Отечество», где изображены три лика Бога: Отец, Сын и Святой Дух. Праотцы изображены в полный рост, в повороте к центральному образу, с развёрнутыми свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии Иисуса Христа. Плоскостная трактовка ликов контрастирует с несколько грузными фигурами святых, объём которых передаётся при помощи высветленных складок одежд. Медные басменные оклады, выполненные в XVII веке, покрывают на иконах поля, фоны и нимбы.
Первые масштабные исследования и реставрация икон Успенского собора начали проводиться в 60-е годы XX века. Благодаря работе реставраторов уникальные памятники иконописи из Успенского собора были раскрыты и введены в научный оборот.
Иконостасную раму реставрировали в 2012–2013 годах. Специалисты научно-реставрационной мастерской удалили загрязнения, плесень, толстый слой спрессовавшейся пыли. Им удалось сохранить всю старинную позолоту, склеить и возвратить на изначальные места разломанные фрагменты резного декора.
По завершении реставрации иконостасной рамы в неё вмонтировали репродукции икон и установили деревянные резные Царские врата. Царские врата XVII века из Успенского собора, вложенные в монастырь царём Михаилом Фёдоровичем Романовым, можно увидеть в экспозиции «Древнерусское искусство XV–XVII веков» в Архимандричьем корпусе.
Особенности икон Кирилловского комплекса говорят о том, что их создатели ориентировались на иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Над созданием этого масштабного проекта трудилась приглашенная в монастырь артель, в составе которой бы-ло три ведущих иконописца, связанных с разными художественными традициями: московской, новгородской и, предположительно, ростовской.
Наиболее ярко манера каждого из трёх мастеров проявилась в написании праздничных икон. В иконах «Рождество Богоматери», «Введения Богоматери во храм», «Сретение» ярко ощущаются черты дионисиевского направления — одного из ведущих в московском искусстве конца XV — начала XVI ве-ка. Особенность почерка этого мастера — яркие контрастные цвета, прежде всего, киноварь — красный минеральный пигмент — и азурит — пигмент си-него цвета, который ценился в те времена на вес золота. Во многих храмах, посвященных Богородице, росписи наполнены небесной синевой. Синий и голубой цвета символизируют бесконечность неба, иной, вечный мир и считаются цветами Богородицы, соединившей в себе и земное и небесное. В создании икон Кирилловского иконостаса художник использовал чистый азу-рит, без примеси других пигментов, а также добавлял в краску толчёное стекло, которое отражает свет, и увеличивает яркость синего цвета.
Иконы «Крещение», «Благовещение», «Преображение», «Успение Богоматери» написаны другим художником, в чьих произведениях соединились черты московской и новгородской традиций. Для них характерны более строгие формы, правильные пропорции фигур, тщательная проработка скла-док одежды. Другая особенность письма этого мастера — особая цветовая гамма: практически во все красочные смеси добавлены белила.
Пример работы третьего мастера Кирилловского иконостаса — икона «Уверение Фомы». Стиль этого иконописца отличают простые архаичные формы, яркие, но гармоничные цвета. Письмо ликов исполнено плотной золотистой охрой, что заметно отличает их от холодных, сильно высветленных ликов на иконах, принадлежащих второму мастеру.
В результате совместной работы иконописцев, связанных с разными художественными направлениями, возник грандиозный классический ансамбль древнерусской живописи. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря даёт представление о процессе формирования общерусского стиля иконописи на рубеже XV–XVI столетий. Первоначально иконы размещались на брусьях, называвшихся тяблами. На них иконы стояли как на полках, вплотную друг к другу, без каких-либо разделителей.
С течением времени облик и устройство иконостаса менялись, появлялись и исчезали ряды икон. В середине XVI столетия иконы местного чина, а затем деисусного, праздничного и пророческого чинов покрыли серебряными, позолоченными и басменными окладами. Оклады создавала по мере поступления пожертвований, а также на деньги монастыря группа нанятых мастеров. К концу XVI века сформировался пядничный ряд иконостаса, состоявший из небольших, размером в «пядь», то есть кисть руки, вкладных икон в драгоценных окладах. Позднее иконостас пополнился ещё одним рядом — праотеческим, в котором были иконы ветхозаветных святых. На иконах местного ряда, частично заменив драгоценную басму, появились серебряные чеканные оклады, выполненные царскими ювелирами.
В XVIII веке конструкцию иконостаса изменили. Древние расписные тябла заменили деревянной золочёной иконостасной рамой. Многие из древних образов в неё не поместились, и их перенесли в алтарную часть собора. Эту иконостасную раму можно видеть в интерьере храма и сейчас. В неё вмонтированы фотокопии икон. Оригинальные образы теперь хранятся в четырёх музейных собраниях: в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, где в экспозиции «Древнерусское искусство XV–XVII веков» в Архимандричем корпусе представлены 34 иконы.
Иконостасная конструкция XVIII века стилистически выдержана в переходных формах от барокко к классицизму. Иконостас по-прежнему насчитывает четыре яруса, но порядок рядов, в сравнении с первоначальным иконостасом, изменён. Древний пророческий ряд полностью убрали, поскольку его широкие доски не вписывались в симметричную и единообразную структуру иконостаса. Полуфигурные изображения пророков разместили на тумбах под местными иконами, в основании иконостасной конструкции. В XIX веке иконостас увенчали живописным распятием и золочёными скульптурами ангелов.
Нижний ряд икон — местный. Он самый непостоянный по составу. Здесь размещены подаренные государями образы с богатыми окладами. Помимо икон, здесь находятся Царские врата, двери в дьяконник и в жертвенник. После реконструкции иконостаса местный ряд насчитывает восемь образов. Среди них икона «Богоматерь Одигитрия», она располагается справа от Царских врат. Слева от них — образ Спасителя, за ним — храмовый образ «Успение Богоматери» («Облачный извод») конца XV века.
Следующий ряд иконостаса — праздничный. В него включены иконы на те-мы двенадцати главных церковных праздников, а также сюжетов Страстного цикла и других событий, повествующих о земной жизни Иисуса Христа и Де-вы Марии. Праздничный ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря — самый большой из сохранившихся с XV века.
Третий ряд иконостаса называется Деисусом, это ядро иконостасной компо-зиции XV века. Основные его темы — Второе Пришествие, Страшный Суд и грядущее спасение человечества. В переводе с греческого «деисис» означает «моление, прошение». В центральной части чина изображён Спас Вседержитель или Пантократор — Христос, восставший на Суд. Слева и справа — склонившиеся к нему в молитве Богоматерь и Иоанн Креститель, архангелы Михаил и Гавриил или апостолы Пётр и Павел. Следом за ними иногда изображены другие святые, ходатайствующие о прощении грешников. Их расположение осуществлялось по определённой иерархии: архангелы, апостолы, святители, мученики, преподобные. Деисусный чин являет собой образ Небесной Церкви, пребывающей перед престолом Вседержителя в постоянных молитвах о спасении человеческого рода. Деисус иконостаса Успенского собора сохранился полностью.
Верхний ряд иконостаса — праотеческий. В составе высокого русского иконостаса ряд, включающий в себя изображения ветхозаветных праведников, которые иначе именуются праотцами, появился во второй половине XVI века. В центре этого чина обычно помещается икона «Новозаветная Троица» или «Отечество», где изображены три лика Бога: Отец, Сын и Святой Дух. Праотцы изображены в полный рост, в повороте к центральному образу, с развёрнутыми свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии Иисуса Христа. Плоскостная трактовка ликов контрастирует с несколько грузными фигурами святых, объём которых передаётся при помощи высветленных складок одежд. Медные басменные оклады, выполненные в XVII веке, покрывают на иконах поля, фоны и нимбы.
Первые масштабные исследования и реставрация икон Успенского собора начали проводиться в 60-е годы XX века. Благодаря работе реставраторов уникальные памятники иконописи из Успенского собора были раскрыты и введены в научный оборот.
Иконостасную раму реставрировали в 2012–2013 годах. Специалисты научно-реставрационной мастерской удалили загрязнения, плесень, толстый слой спрессовавшейся пыли. Им удалось сохранить всю старинную позолоту, склеить и возвратить на изначальные места разломанные фрагменты резного декора.
По завершении реставрации иконостасной рамы в неё вмонтировали репродукции икон и установили деревянные резные Царские врата. Царские врата XVII века из Успенского собора, вложенные в монастырь царём Михаилом Фёдоровичем Романовым, можно увидеть в экспозиции «Древнерусское искусство XV–XVII веков» в Архимандричьем корпусе.