Центральный соборный комплекс Кирилло-Белозерского монастыря состоит из нескольких построек главного собора, трёх придельных храмов, паперти и притвора.
Главный собор был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это крестово-купольный храм, типичный для каменного зодчества Москвы конца XIV — начала XV века. Четыре столба, расположенные в центре здания, делят пространство храма на девять ячеек. Крестообразно расположенные цилиндрические своды служат перекрытиями, а над центральной ячейкой на подпружных арках возвышается барабан с куполом. Ступенчато повышающиеся арки под барабаном придают внутреннему пространству собора вертикальную устремлённость. Снаружи ступенчатость отражена в виде нескольких ярусов декоративных закомар и «кокошников» с острыми килевидными завершениями, а также уступов, поднимающихся к венчающему храм барабану. Внешние стены собора вверху, у основания закомар, украшены пышными орнаментальными поясами. Такие же пояса проходят по верху абсид и барабану.
Первоначально собор имел три входа: с западной, южной и северной сторон. Они были украшены заострёнными арками из белого камня и капителями в виде снопов, характерными для московских построек. Обрамление окон напоминало обрамление входов, но было намного проще. До настоящего времени из трёх входов сохранился только северный, выходящий на паперть.
Собор Успения Богородицы архитектурно близок к ранним памятникам мос-ковской строительной традиции, например, Успенскому собору в Звенигороде или Троицкому собору Троице-Сергиева монастыря. В орнаментальном украшении Кирилловского храма просматриваются черты как московской, так и псково-новгородской традиции — например, узорная кирпичная кладка в орнаментальных поясах.
Летописцы называли соборный храм Кирилло-Белозерского монастыря «ве-ликой церковью», поскольку своими размерами он превосходил даже цен-тральные московские обители. Связано это с тем, что при строительстве рез-ко увеличили принятые в ту эпоху длину и ширину храма. При этом высота здания сильно не поменялась, что сделало собор более приземистым и мас-сивным.
Со временем облик собора подвергался многократным изменениям, в ре-зультате которых сформировался комплекс зданий, имеющих черты разных эпох и стилей. В середине XVI века с северной стороны к собору пристроили придел равноапостольного князя Владимира, возведённый над могилой князя Владимира Ивановича Воротынского. Это небольшой храм без стол-пов, перекрытый арками в виде ступеней. Первоначально наружный декор придела воспроизводил в миниатюре формы Успенского собора. Уже в XVII веке архитектура храма подверглась изменениям. К примеру, сохранившаяся до наших дней луковичная глава создана в 1631 году — эту дату можно прочесть на подзоре — кованом украшении, опоясывающем главу снизу. Подзор сохранился с тех времён в первоначальном виде. В конце XX столетия его сняли, законсервировали, а затем вновь установили на прежнее место. На самой главе в тот период заменили покрытие.
Стремление следовать местным образцам, в особенности Успенскому собо-ру, очень характерно для кирилловского строительства. В середине XVII века рядом с придельным храмом Владимира построили ещё один — над гробом военачальника, князя Фёдора Андреевича Телятевского. Этот храм, освящённый в честь Епифания Кипрского, немного больше церкви Владимира, но вторит ей в общей композиции, конструкциях сводов и основных элементах декора. Можно сказать, что церковь Епифания по архитектуре гораздо ближе к XVI, чем к XVII столетию.
В середине XVI столетия с западной и северной сторон собора пристроили две не смыкающиеся между собой каменные паперти. Позже их заменили на единую постройку, охватывавшую северную и западную стены собора. До настоящего времени сохранилась только северная часть. Первоначально стены паперти прорезали широкие арочные проёмы, заметные снаружи и сейчас. Позже их заменили маленькими окнами.
К югу от собора, симметрично приделу Владимира находится церковь Ки-рилла Белозерского, возведённая в конце XVIII века над местом погребения основателя монастыря. Первый Кирилловский придел соорудили в конце XVI века. Судя по оставшимся следам, он в целом повторял конструкцию Владимирского, но был несколько больше и в ширину и в высоту. Он простоял около 200 лет, после чего был разобран «за ветхостью», и на его месте возвели ныне существующий храм. Новое здание выполнено в формах, характерных для позднего барокко со следами провинциального строительства. Снаружи оно воспринимается как высокая церковь с более низкой и широкой трапезной. При этом высокая часть здания разделена на три этажа. На нижнем размещался алтарь, а на двух верхних — монастырская ризница. Церковь находилась в западном, более широком помещении и представляла собой высокий сводчатый зал с двумя рядами окон. В северной стене в глубокой арочной нише помещалась рака Кирилла Белозерского. В начале XVIII века церковь начали отапливать, оборудовали её подвесным потолком, расширили нижние окна и убрали наличники. Эти изменения внесли в облик памятника черты классицизма.
В XVIII–XIX веках изменения коснулись всех храмов центрального комплекса. Крыши Успенского собора, а также церквей Владимира и Епифания заменили на четырёхскатные. На месте шлемовидного завершения собора установили заметную высокую главу. Окна четырёхгранного соборного растесали, а древние маленькие арочные окна церкви Владимира заменили большими прямоугольными. Вход с северной стороны Владимирского придела застроили. Претерпела изменения и паперть: её западную часть сломали и соорудили на её месте громоздкую входную пристройку, закрывшую почти весь западный фасад собора. Форма новой главы Успенского собора и архитектурные элементы входной пристройки восходят к архитектуре барокко, что для конца XVIII века несколько архаично.
Интерьер собора также дошёл до наших дней в сильно изменённом виде. Первоначально он обладал большей цельностью, а архитектурная компози-ция стремилась к центричности. Узкие прямоугольные столбы не загромож-дали внутреннее пространство храма. Во время ремонта конца XVIII века, ко-гда устраняли образовавшиеся в стенах и сводах трещины, между столбами и стенами вложили перекрытия с арочными проёмами. Среднюю часть за-падной стены выломали до самого свода. Храм объединили с входной при-стройкой, возведённой на месте паперти. В результате образовалось что-то наподобие высокого прохода со световым барабаном.
Успенский собор, как и многие архитектурные сооружения Кирилло-Белозерского монастыря, к началу XX века требовал реставрации. Причиной многих проблем, связанных с сохранностью собора, была высокая влажность внутри него. Собор обследовали члены Петроградского отдела Главного комитета по делам музеев и охране памятников искусства. Тогда же стали обсуждать его внесение в список объектов, требовавших немедленного ремонта. Спасением памятника в период с 1919 по 1941 год занимались сотрудники Ленинградского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских. В этот период раскрыли дверные проёмы, разобрали поздний простенок на северной паперти, выполнили облицовку стен, покрасили крыши придельных храмов.
Великая Отечественная война на длительный срок прервала восстановитель-ные работы. Возобновились они лишь в 50-е годы, когда к изучению собор-ного комплекса приступили московские специалисты из Центральных науч-ных реставрационных мастерских. На протяжении нескольких десятилетий реставрация ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря в целом и Успен-ского собора в частности были неразрывно связаны с именем Сергея Сергее-вича Подъяпольского — крупнейшего теоретика реставрации. Под его руко-водством разработали «Эскизный проект реставрации» по комплексу Успен-ского собора. Реализацией проекта занималась Вологодская специальная научно-реставрационная мастерская. Её специалисты заменили кровельные покрытия, отреставрировали крест главы собора и барабан, провели косме-тический ремонт здания, восстановили историческую форму проёмов собора и придела Владимира. В 60-х–70-х годах, чтобы устранить повышенный уровень влажности в храме, вокруг него сделали отмостку, а на паперти сняли полы. Также отреставрировали стенопись. Иконы направили во Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации.
В 90-х годах из-за недостатка государственного финансирования реставра-цию пришлось приостановить — денег хватало только на текущий ремонт. Это незамедлительно сказалось на состоянии архитектурных памятников. Чтобы остановить разрушение древнего сооружения, необходима была его комплексная реставрация. Запуск такого грандиозного проекта стал возмо-жен лишь в 1997 году после включения Кирилло-Белозерского музея-заповедника в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и перевода в ведение Министер-ства культуры.
Первые крупные реставрационные работы провели в церкви Кирилла в кон-це XX века, после чего в храме возобновили богослужения. В 2005 году раз-работали эскизный проект реставрации, с 2009 года Успенский собор стал центральным объектом реставрации музея, а в 2010 году началась общая реставрация всего комплекса. В первую очередь необходимо было просушить собор, для этого сделали полы с подогревом. Чтобы отвести грунтовые воды, из-под фундамента убрали глину и суглинок, оборудовали кольцевой дренаж в виде системы пластиковых труб и колодцев. Для поддержания оптимальной температуры и влажности в соборе заменили устаревшие двери и окна.
В 2012–2013 годах провели крупномасштабные работы по воссозданию внешнего облика здания: отреставрировали кровли и фасады, возвратили первоначальный облик элементам декора. С плиток удалили толстый слой извести, тем самым открыв написанный киноварью орнамент. В соборе ре-шили воссоздать чугунную выстилку пола. Её выполнили при помощи кера-могранитной плитки, по облику близкой к старинным металлическим «полицам».
В этот же период в церквях Владимира и Епифания удалось воссоздать кир-пичные алтарные преграды, отремонтировать фасады и пол. В отличие от собора, в придельных храмах и на северной паперти полы выстелили кера-могранитом, имитирующим кирпич.
В результате все элементы центрального соборного комплекса привели к единому стилю. Кроме того, введена в эксплуатацию беспроводная система контроля параметров температурного режима. Внутри собора размещён мо-нитор, на котором можно посмотреть текущие показатели температуры и влажности
Главный собор был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это крестово-купольный храм, типичный для каменного зодчества Москвы конца XIV — начала XV века. Четыре столба, расположенные в центре здания, делят пространство храма на девять ячеек. Крестообразно расположенные цилиндрические своды служат перекрытиями, а над центральной ячейкой на подпружных арках возвышается барабан с куполом. Ступенчато повышающиеся арки под барабаном придают внутреннему пространству собора вертикальную устремлённость. Снаружи ступенчатость отражена в виде нескольких ярусов декоративных закомар и «кокошников» с острыми килевидными завершениями, а также уступов, поднимающихся к венчающему храм барабану. Внешние стены собора вверху, у основания закомар, украшены пышными орнаментальными поясами. Такие же пояса проходят по верху абсид и барабану.
Первоначально собор имел три входа: с западной, южной и северной сторон. Они были украшены заострёнными арками из белого камня и капителями в виде снопов, характерными для московских построек. Обрамление окон напоминало обрамление входов, но было намного проще. До настоящего времени из трёх входов сохранился только северный, выходящий на паперть.
Собор Успения Богородицы архитектурно близок к ранним памятникам мос-ковской строительной традиции, например, Успенскому собору в Звенигороде или Троицкому собору Троице-Сергиева монастыря. В орнаментальном украшении Кирилловского храма просматриваются черты как московской, так и псково-новгородской традиции — например, узорная кирпичная кладка в орнаментальных поясах.
Летописцы называли соборный храм Кирилло-Белозерского монастыря «ве-ликой церковью», поскольку своими размерами он превосходил даже цен-тральные московские обители. Связано это с тем, что при строительстве рез-ко увеличили принятые в ту эпоху длину и ширину храма. При этом высота здания сильно не поменялась, что сделало собор более приземистым и мас-сивным.
Со временем облик собора подвергался многократным изменениям, в ре-зультате которых сформировался комплекс зданий, имеющих черты разных эпох и стилей. В середине XVI века с северной стороны к собору пристроили придел равноапостольного князя Владимира, возведённый над могилой князя Владимира Ивановича Воротынского. Это небольшой храм без стол-пов, перекрытый арками в виде ступеней. Первоначально наружный декор придела воспроизводил в миниатюре формы Успенского собора. Уже в XVII веке архитектура храма подверглась изменениям. К примеру, сохранившаяся до наших дней луковичная глава создана в 1631 году — эту дату можно прочесть на подзоре — кованом украшении, опоясывающем главу снизу. Подзор сохранился с тех времён в первоначальном виде. В конце XX столетия его сняли, законсервировали, а затем вновь установили на прежнее место. На самой главе в тот период заменили покрытие.
Стремление следовать местным образцам, в особенности Успенскому собо-ру, очень характерно для кирилловского строительства. В середине XVII века рядом с придельным храмом Владимира построили ещё один — над гробом военачальника, князя Фёдора Андреевича Телятевского. Этот храм, освящённый в честь Епифания Кипрского, немного больше церкви Владимира, но вторит ей в общей композиции, конструкциях сводов и основных элементах декора. Можно сказать, что церковь Епифания по архитектуре гораздо ближе к XVI, чем к XVII столетию.
В середине XVI столетия с западной и северной сторон собора пристроили две не смыкающиеся между собой каменные паперти. Позже их заменили на единую постройку, охватывавшую северную и западную стены собора. До настоящего времени сохранилась только северная часть. Первоначально стены паперти прорезали широкие арочные проёмы, заметные снаружи и сейчас. Позже их заменили маленькими окнами.
К югу от собора, симметрично приделу Владимира находится церковь Ки-рилла Белозерского, возведённая в конце XVIII века над местом погребения основателя монастыря. Первый Кирилловский придел соорудили в конце XVI века. Судя по оставшимся следам, он в целом повторял конструкцию Владимирского, но был несколько больше и в ширину и в высоту. Он простоял около 200 лет, после чего был разобран «за ветхостью», и на его месте возвели ныне существующий храм. Новое здание выполнено в формах, характерных для позднего барокко со следами провинциального строительства. Снаружи оно воспринимается как высокая церковь с более низкой и широкой трапезной. При этом высокая часть здания разделена на три этажа. На нижнем размещался алтарь, а на двух верхних — монастырская ризница. Церковь находилась в западном, более широком помещении и представляла собой высокий сводчатый зал с двумя рядами окон. В северной стене в глубокой арочной нише помещалась рака Кирилла Белозерского. В начале XVIII века церковь начали отапливать, оборудовали её подвесным потолком, расширили нижние окна и убрали наличники. Эти изменения внесли в облик памятника черты классицизма.
В XVIII–XIX веках изменения коснулись всех храмов центрального комплекса. Крыши Успенского собора, а также церквей Владимира и Епифания заменили на четырёхскатные. На месте шлемовидного завершения собора установили заметную высокую главу. Окна четырёхгранного соборного растесали, а древние маленькие арочные окна церкви Владимира заменили большими прямоугольными. Вход с северной стороны Владимирского придела застроили. Претерпела изменения и паперть: её западную часть сломали и соорудили на её месте громоздкую входную пристройку, закрывшую почти весь западный фасад собора. Форма новой главы Успенского собора и архитектурные элементы входной пристройки восходят к архитектуре барокко, что для конца XVIII века несколько архаично.
Интерьер собора также дошёл до наших дней в сильно изменённом виде. Первоначально он обладал большей цельностью, а архитектурная компози-ция стремилась к центричности. Узкие прямоугольные столбы не загромож-дали внутреннее пространство храма. Во время ремонта конца XVIII века, ко-гда устраняли образовавшиеся в стенах и сводах трещины, между столбами и стенами вложили перекрытия с арочными проёмами. Среднюю часть за-падной стены выломали до самого свода. Храм объединили с входной при-стройкой, возведённой на месте паперти. В результате образовалось что-то наподобие высокого прохода со световым барабаном.
Успенский собор, как и многие архитектурные сооружения Кирилло-Белозерского монастыря, к началу XX века требовал реставрации. Причиной многих проблем, связанных с сохранностью собора, была высокая влажность внутри него. Собор обследовали члены Петроградского отдела Главного комитета по делам музеев и охране памятников искусства. Тогда же стали обсуждать его внесение в список объектов, требовавших немедленного ремонта. Спасением памятника в период с 1919 по 1941 год занимались сотрудники Ленинградского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских. В этот период раскрыли дверные проёмы, разобрали поздний простенок на северной паперти, выполнили облицовку стен, покрасили крыши придельных храмов.
Великая Отечественная война на длительный срок прервала восстановитель-ные работы. Возобновились они лишь в 50-е годы, когда к изучению собор-ного комплекса приступили московские специалисты из Центральных науч-ных реставрационных мастерских. На протяжении нескольких десятилетий реставрация ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря в целом и Успен-ского собора в частности были неразрывно связаны с именем Сергея Сергее-вича Подъяпольского — крупнейшего теоретика реставрации. Под его руко-водством разработали «Эскизный проект реставрации» по комплексу Успен-ского собора. Реализацией проекта занималась Вологодская специальная научно-реставрационная мастерская. Её специалисты заменили кровельные покрытия, отреставрировали крест главы собора и барабан, провели косме-тический ремонт здания, восстановили историческую форму проёмов собора и придела Владимира. В 60-х–70-х годах, чтобы устранить повышенный уровень влажности в храме, вокруг него сделали отмостку, а на паперти сняли полы. Также отреставрировали стенопись. Иконы направили во Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации.
В 90-х годах из-за недостатка государственного финансирования реставра-цию пришлось приостановить — денег хватало только на текущий ремонт. Это незамедлительно сказалось на состоянии архитектурных памятников. Чтобы остановить разрушение древнего сооружения, необходима была его комплексная реставрация. Запуск такого грандиозного проекта стал возмо-жен лишь в 1997 году после включения Кирилло-Белозерского музея-заповедника в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и перевода в ведение Министер-ства культуры.
Первые крупные реставрационные работы провели в церкви Кирилла в кон-це XX века, после чего в храме возобновили богослужения. В 2005 году раз-работали эскизный проект реставрации, с 2009 года Успенский собор стал центральным объектом реставрации музея, а в 2010 году началась общая реставрация всего комплекса. В первую очередь необходимо было просушить собор, для этого сделали полы с подогревом. Чтобы отвести грунтовые воды, из-под фундамента убрали глину и суглинок, оборудовали кольцевой дренаж в виде системы пластиковых труб и колодцев. Для поддержания оптимальной температуры и влажности в соборе заменили устаревшие двери и окна.
В 2012–2013 годах провели крупномасштабные работы по воссозданию внешнего облика здания: отреставрировали кровли и фасады, возвратили первоначальный облик элементам декора. С плиток удалили толстый слой извести, тем самым открыв написанный киноварью орнамент. В соборе ре-шили воссоздать чугунную выстилку пола. Её выполнили при помощи кера-могранитной плитки, по облику близкой к старинным металлическим «полицам».
В этот же период в церквях Владимира и Епифания удалось воссоздать кир-пичные алтарные преграды, отремонтировать фасады и пол. В отличие от собора, в придельных храмах и на северной паперти полы выстелили кера-могранитом, имитирующим кирпич.
В результате все элементы центрального соборного комплекса привели к единому стилю. Кроме того, введена в эксплуатацию беспроводная система контроля параметров температурного режима. Внутри собора размещён мо-нитор, на котором можно посмотреть текущие показатели температуры и влажности