Обские угры с давних времен и до начала ХХ века практиковали в небольшом объёме самостоятельное литьё металла — медь, бронзу, олово — и изготовление из него ажурных декоративных отливок для украшения одежды, наконечников стрел (когда это было актуальным) и, самое важное, антропо-, зооморфных фигурок, которые наделяли духовной силой и считали либо духами-помощниками, либо даже самостоятельными духами в своей культовой практике. Такой инструмент как кузнечные мехи является важным орудием, играющим существенную роль в производстве металлических изделий.
Мехи кузнечные
В прошлом сама процедура литья металла воспринимался не просто как производственный процесс, но именно как акт священнодействия, особенно когда изготавливали тело для духа-покровителя или важных для культовой практики миниатюрных изображений духов помощников. Именно поэтому, кузнечные мехи хранились обычно на культовых местах или в шаманских сундучках и являлись атрибутом шаманской деятельности.
К самому кузнецу в культуре хантов и манси также относились не просто с почтением, а именно с глубоким благоговением, так как его рукам были подвластны такие стихии как огонь и металл.
Сам предмет — кузнечные мехи — выглядит традиционно, состоит из раздвижного кожуха и клапанов. С помощью этого инструмента создают непрерывный поток воздуха в печь, на которой плавят металл, что повышает температуру горения и, тем самым, позволяет ускорить процесс плавки, а также использовать чуть более тугоплавкие материалы в качестве добавок.
Процесс ковки выглядит так: с помощью кузнечных мехов нагнетали воздух, и металл в печи нагревали до температуры в 1500–1600°, при этом он начинал светиться ярко-желтым цветом. После этого, освободив металлические поверхности от окалины, их соединяли, нанося по ним удары молотом.
Мехи кузнечные
