Наиболее изящной и практичной отделкой печей и каминов считается их облицовка изразцами — керамическими плитками. В экспозиции музея «Градостроительство и быт города Таганрога» эта технология представлена печными изразцами в бело-синей цветовой гамме, в том числе этим экземпляром — угловым изразцом с рисунком в виде синего вазона на белом фоне.
Первоначально роль изразцов в России была неразрывно связана с фасадами зданий. Как сложные, единичные и мало тиражируемые изделия изразцы подчеркивали высокий статус и значимость украшаемых сооружений. Вторая половина XVII столетия рассматривается историками как период расцвета изразцового производства. В это время стали использовать терракотовые, муравленые и полихромные рельефные изразцы, однако такую керамику все еще применяли преимущественно для украшения фасадов и интерьеров зданий, например храмов.
Постепенно керамическое производство приобрело серийный характер, что привело к распространению изразцов в быту. В интерьерах русских палат появились облицованные изразцами печи. Такие изделия выполняли защитную функцию, продлевая срок службы печи и повышая эффективность ее использования за счет длительного сохранения тепла.
Основным отличием изразцов от облицовочной плитки было наличие у первых румпы — коробчатого выступа — с тыльной стороны. За счет нее между кирпичной кладкой и изразцами создавалась воздушная прослойка, которая отвечала за равномерное распределение тепла по всей поверхности печных стен. Горячий воздух распределялся благодаря отверстиям в румпе, при этом перегрева не происходило.