Изваяние, представленное в коллекции музея, нашли на правом берегу реки Белый Июс в окрестностях улуса Трошкин Ширинского района Хакасии. В Хакасский музей его вывез археолог Альберт Липский в 1960-х годах. Этот памятник выполнен из девонского песчаника и относится к окуневской археологической культуре конца III — начала II тысячелетия до нашей эры.
Древняя скульптура представляет собой камень удлиненной формы, зауженный в верхней части. Форма его предполагает специальную обработку поверхности: лишнее снималось техникой пикетажа, то есть мелкими точечными ударами, а затем в необходимых местах подшлифовывалось. Основное изображение здесь рельефное. В окуневской культуре была распространена техника точечной выбивки, но это изваяние создано с помощью объемов, выступающих из плоскости фона.
По центру, на широкой стороне, расположено рельефное изображение человеческого лица. Черты его реалистичны: выделены мощные надбровные дуги, массивный прямой нос, четко прорисован рот, оформлен подбородок. Вполне возможно, что мастер, работающий над скульптурой, имел в виду реального человека. На носу фигуры просматривается изображение миниатюрной антропоморфной личины. Маленькие личины видны и на боковых гранях — возможно, они обозначали духов-предков или божеств местного пантеона. Ниже лица, на груди изваяния, нанесена в технике точечной выбивки фигура священной коровы. Она была символом плодородия, изобилия и благоденствия. В окуневскую эпоху бытовал миф о божественной корове, беременной золотым тельцом. После рождения он стал ярчайшим светилом небосвода — животворным солнцем.
На задней стороне изваяния выбито изображение зооантропоморфного существа или фантастического зверя. В нем выражен древнейший мифологический сюжет космической охоты. Древние люди считали, что одна стихия может преследовать другую, а сами стихии для них были одушевленными и представлялись как разные животные. Основная идея «вечной погони» в окуневской культуре наиболее ярко выражена в образе фантастического существа, преследующего солнце.
Древняя скульптура представляет собой камень удлиненной формы, зауженный в верхней части. Форма его предполагает специальную обработку поверхности: лишнее снималось техникой пикетажа, то есть мелкими точечными ударами, а затем в необходимых местах подшлифовывалось. Основное изображение здесь рельефное. В окуневской культуре была распространена техника точечной выбивки, но это изваяние создано с помощью объемов, выступающих из плоскости фона.
По центру, на широкой стороне, расположено рельефное изображение человеческого лица. Черты его реалистичны: выделены мощные надбровные дуги, массивный прямой нос, четко прорисован рот, оформлен подбородок. Вполне возможно, что мастер, работающий над скульптурой, имел в виду реального человека. На носу фигуры просматривается изображение миниатюрной антропоморфной личины. Маленькие личины видны и на боковых гранях — возможно, они обозначали духов-предков или божеств местного пантеона. Ниже лица, на груди изваяния, нанесена в технике точечной выбивки фигура священной коровы. Она была символом плодородия, изобилия и благоденствия. В окуневскую эпоху бытовал миф о божественной корове, беременной золотым тельцом. После рождения он стал ярчайшим светилом небосвода — животворным солнцем.
На задней стороне изваяния выбито изображение зооантропоморфного существа или фантастического зверя. В нем выражен древнейший мифологический сюжет космической охоты. Древние люди считали, что одна стихия может преследовать другую, а сами стихии для них были одушевленными и представлялись как разные животные. Основная идея «вечной погони» в окуневской культуре наиболее ярко выражена в образе фантастического существа, преследующего солнце.