Кнут — это орудие пастуха, использующееся для управления стадом.
Свернутый в кольца кнут пастухи носили на левом плече, на поясном ремне, либо заткнутым за голенище сапог. Это позволяло им быстро достать его в случае необходимости. Свисающий конец кнута часто волочился по земле, что создавало дополнительный звук и привлекало внимание скота. Кнут служил не только для управления стадом, но и как сигнальный инструмент. Ударяя кнутом о землю, пастух производил громкий хлопок, который служил сигналом для стада. Это щёлканье сопровождалось криками пастуха, такими как «вперёд, вперёд» или «домой, домой», что помогало направлять животных в нужном направлении. Резкое щелканье кнута ранним утром служило сигналом для хозяйств, что табун уже отправился на пастбище. Вечером этот звук означал возвращение пастухов с животными в поселение. Кнут никогда не использовался для того, чтобы наказывать скот. Считалось, что каждый удар кнутом наносит вред не только животным, но и самому пастуху, отбирая у него силу. Поверья утверждали, что у пастуха, который ослушается этого запрета, хищные звери разгонят стадо, а обиженные коровы забредут в леса… Это было особенно актуально для Урала, поскольку из-за нехватки пастбищ, скот часто пасли на границе леса и поля.
Кнуту, так же как и другому пастушьему инвентарю, приписывали различные магические свойства, обеспечивающие успех выпаса. Верили, что кнут, особенно заговоренный колдуном, обладал способностью защищать пастуха и скот от грозящих во время летнего выпаса бед. Для придания кнуту магической силы его делали из материалов, обладавших, согласно народным поверьям, особыми волшебными свойствами. Например, выплетая кончик кнута, так называемую хвостину, использовали волосы из гривы стельной кобылицы или девятилетнего жеребца. Считалось, что, по-особому щелкая кнутом, пастух вступал в контакт с лешим, с которым якобы заключил договор о помощи. Существовало поверье, что через кнут нельзя переступать, отдавать его в чужие руки, ибо тогда он лишался магической силы, а пастух навлекал на себя несчастье.
В Нижнетагильском заводском поселке кнут — непременная принадлежность не только коровьего, но и конного пастуха — табунщика. Большое значение фигуры табунщика и его кнута связано с важностью гужевого транспорта в заводском хозяйстве.
Лошади использовались, в первую очередь, для перевозки руды с рудника на заводы и подвоза угля для работы тагильских домен.
В Нижнетагильске было три конных табуна. Пастухов нанимали «обществом» с начала мая, т. е. со дня Егория Вешнего (Юрьева дня), приходящегося на 23 апреля (6 мая). Название происходит от имени святого Георгия Победоносца, который в народной традиции обычно назывался Егорием или Юрием. В этот день начинались сельскохозяйственные работы, и происходил первый выпас скота на пастбище. Выгон скота сопровождался в Нижнетагильске целым рядом действий и обрядов. Табунщик в этот день был одет в особый праздничный наряд: плисовые штаны, вышитую косоворотку, сапоги «гармошкой», а за голенищем у него красовался кожаный кнут.
Выпас скота завершался на Покров день (Покров Пресвятой Богородицы, Покрова́), приходящийся на 1 (14) октября. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который покрывал землю, указывая на близость зимних холодов.