Кокошник из коллекции музея принадлежал забайкальским семейским. Так называли старообрядцев и их потомков, которых правительство Российской империи выслало в Забайкалье в XVIII веке.
Название «семейские» им дали местные жители, из-за того, что в отличие от одиночных политических ссыльных и каторжников, староверы приезжали семьями, с большим количеством вещей. Здесь они продолжили держаться вместе и расселились группами, образовав новые деревни и села: Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей и другие.
В Забайкалье семейские в основном занимались сельским хозяйством: выращивали рожь, пшеницу, коноплю, овес, овощи и гречиху. Во второй половине XIX века, когда в регионе нашли золото, старообрядцы стали работать на приисках.
Мастерицы занимались рукоделием, в том числе шили традиционные семейские костюмы. Они сочетали в себе черты польского, украинского и белорусского наряда, а отдельные элементы рукодельницы заимствовали у соседей — бурят.
Головной убор семейских женщин состоял из кички, кокошника, позатыльника и платка. Волосы нужно было покрывать и дома, и во время работы. В обычные дни носили только платок, а замужние женщины еще и кичку — снимать их было нельзя до самого позднего вечера.
Кокошник надевали только по праздникам. Его шили из дорогих тканей: бархата, парчи и шелка. Форма повторяла очертания кички. Лобную часть и затылок богато украшали бисерной вышивкой и серебряными и золотыми нитями. Поверх кокошника завязывали шелковый платок — атлас — или тонкую кашемировую шаль, причем так, чтобы было видно расшитое дно головного убора.
Не все староверы носили кокошник. Например, в интервью с исследователями женщины из Бичуры — самого крупного семейского села в Забайкалье — рассказывали, что носили только кичку, позатыльник и платок. Скорее всего, в Бичурском районе кокошник утратили раньше, чем в остальных регионах.
С 1930-х годов традиционный женский головной убор стал исчезать. До 1960-х годов семейские продолжали надевать его на свадьбы, а на другие праздники обходились только кичкой. Сейчас потомки переселенных старообрядцев продолжают жить в Забайкалье, но костюмы старинного кроя носят только те, кто участвует в фольклорных ансамблях.
Название «семейские» им дали местные жители, из-за того, что в отличие от одиночных политических ссыльных и каторжников, староверы приезжали семьями, с большим количеством вещей. Здесь они продолжили держаться вместе и расселились группами, образовав новые деревни и села: Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей и другие.
В Забайкалье семейские в основном занимались сельским хозяйством: выращивали рожь, пшеницу, коноплю, овес, овощи и гречиху. Во второй половине XIX века, когда в регионе нашли золото, старообрядцы стали работать на приисках.
Мастерицы занимались рукоделием, в том числе шили традиционные семейские костюмы. Они сочетали в себе черты польского, украинского и белорусского наряда, а отдельные элементы рукодельницы заимствовали у соседей — бурят.
Головной убор семейских женщин состоял из кички, кокошника, позатыльника и платка. Волосы нужно было покрывать и дома, и во время работы. В обычные дни носили только платок, а замужние женщины еще и кичку — снимать их было нельзя до самого позднего вечера.
Кокошник надевали только по праздникам. Его шили из дорогих тканей: бархата, парчи и шелка. Форма повторяла очертания кички. Лобную часть и затылок богато украшали бисерной вышивкой и серебряными и золотыми нитями. Поверх кокошника завязывали шелковый платок — атлас — или тонкую кашемировую шаль, причем так, чтобы было видно расшитое дно головного убора.
Не все староверы носили кокошник. Например, в интервью с исследователями женщины из Бичуры — самого крупного семейского села в Забайкалье — рассказывали, что носили только кичку, позатыльник и платок. Скорее всего, в Бичурском районе кокошник утратили раньше, чем в остальных регионах.
С 1930-х годов традиционный женский головной убор стал исчезать. До 1960-х годов семейские продолжали надевать его на свадьбы, а на другие праздники обходились только кичкой. Сейчас потомки переселенных старообрядцев продолжают жить в Забайкалье, но костюмы старинного кроя носят только те, кто участвует в фольклорных ансамблях.