Костюм из коллекции музея принадлежал семейской женщине — так называли старообрядцев, которые не согласились с реформами патриарха Никона и отказались принимать новые церковные традиции. Во второй половине XVII века из-за преследования властей они вынуждены были бежать на окраину страны или заграницу.
В 1764 году правительство попыталось вернуть староверов в Россию. Императрица Екатерина II сначала предложила им приехать добровольно, а затем направила военных. Тогда почти 35 тысяч жителей староверческой слободы Ветки (сейчас — территория Белоруссии) переселили в Сибирь и Забайкалье. Старообрядцев из Речи Посполитой (сейчас — территория Польши, Украины, Белоруссии и Литвы) ссылали вместе с женами и детьми. Поэтому их первоначальное прозвище «поляки» со временем сменилось на «семейские».
В Забайкалье у семейских появилось два варианта женского костюма: хилокский и чикойский. Они отличались цветами, материалами, составными элементами и украшениями.
Хилокский вариант был распространен в старообрядческих селах Бурятии, расположенных в долине реки Хилок, на территории Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского районов современной Республики Бурятия и села Хасурта Хоринского района Забайкальского края. В этих регионах костюм семейских женщин состоял из круглого сарафана, рубахи с ассиметричными рукавами, нижней юбки, головного убора и иногда запона — передника на завязках.
Обязательным элементом костюма был пояс. Его шили из яркой или темной ткани и носили поверх сарафана, но под запоном, если он был. На подол нашивали полоски атласных лент или ткани, реже — широкое вязаное кружево.
В чикойском варианте запон носили всегда. Даже если женщина не надевала сарафан, а ходила только в юбке и кофте, она обязательно повязывала сверху передник. Костюмы семейских были яркими и колоритными: все элементы одежды для одного комплекта шили из разной по цвету ткани.
С 1970-х годов подобные наряды в семейских селах носить практически перестали. В Бичурском и Мухоршибирском районах девушки и женщины наряжались в старинные костюмы по праздникам, но со временем эта традиция исчезла.
В 1764 году правительство попыталось вернуть староверов в Россию. Императрица Екатерина II сначала предложила им приехать добровольно, а затем направила военных. Тогда почти 35 тысяч жителей староверческой слободы Ветки (сейчас — территория Белоруссии) переселили в Сибирь и Забайкалье. Старообрядцев из Речи Посполитой (сейчас — территория Польши, Украины, Белоруссии и Литвы) ссылали вместе с женами и детьми. Поэтому их первоначальное прозвище «поляки» со временем сменилось на «семейские».
В Забайкалье у семейских появилось два варианта женского костюма: хилокский и чикойский. Они отличались цветами, материалами, составными элементами и украшениями.
Хилокский вариант был распространен в старообрядческих селах Бурятии, расположенных в долине реки Хилок, на территории Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского районов современной Республики Бурятия и села Хасурта Хоринского района Забайкальского края. В этих регионах костюм семейских женщин состоял из круглого сарафана, рубахи с ассиметричными рукавами, нижней юбки, головного убора и иногда запона — передника на завязках.
Обязательным элементом костюма был пояс. Его шили из яркой или темной ткани и носили поверх сарафана, но под запоном, если он был. На подол нашивали полоски атласных лент или ткани, реже — широкое вязаное кружево.
В чикойском варианте запон носили всегда. Даже если женщина не надевала сарафан, а ходила только в юбке и кофте, она обязательно повязывала сверху передник. Костюмы семейских были яркими и колоритными: все элементы одежды для одного комплекта шили из разной по цвету ткани.
С 1970-х годов подобные наряды в семейских селах носить практически перестали. В Бичурском и Мухоршибирском районах девушки и женщины наряжались в старинные костюмы по праздникам, но со временем эта традиция исчезла.