В экспозиции музея представлена дневная детская колыбель, которая на языке народа ханты называется «хатлан онтуп». Она была изготовлена в деревне Ванзеват в Тюменской области в 1959 году.
Каркас колыбели выполнен из черемуховых прутьев, а берестяные спинка, дно и бортики сшиты нитями из оленьих сухожилий. Спинка у колыбели вертикальная, с небольшим наклоном. На ней и по краю бортов крепятся кожаные петли, через которые протянуты веревки для подвешивания люльки. Через эти же петли закрепляется шнуровка, которая удерживает ребенка в колыбели.
Люлька декорирована скоблёным орнаментом: на спинке вырезаны узоры «заячьи уши» и «глухарка». Зайчиха символизирует плодородие, а глухарка, по преданию, сторожит сон ребенка и следит за тем, чтобы его душа во сне отдыхала.
На спинку, под голову ребенка, обычно прикрепляют мягкую шкурку. Внутрь колыбели, на берестяную подстилку, насыпают измельченные стружки из молодой сосны, которые на хантыйском языке называются «вотлуп». Сосновая смола считается хорошим антисептиком, она впитывает влагу и не дает появляться опрелостям на коже младенца.
К колыбелям у народов Крайнего Севера всегда было особое отношение. По преданию, душа вселяется в тело новорожденного только после того, как ему дают имя. До этого ребенок беззащитен перед духами нижнего мира, и колыбель оберегает его от них. Если младенец благополучно вырос, то «счастливую» люльку берегут и передают в семье из поколения в поколение, а ту, в которой младенец умер, уносят подальше в лес. Заносить колыбель в дом и выносить ее наружу полагается только спинкой вперед. Также не следует передавать ее через порог.
Колыбель служит ребенку до трех лет. В ней младенец спит, сидит и играет. Если семья из кочевого племени переезжает на новое место, ребенка перевозят в его люльке. Чтобы покормить новорожденного, мать ставит кроватку на свои колени, а когда ей нужно уйти, подвешивает ее за ременные петли либо к шесту чума, либо к крюку в потолке избушки. Часто мать сидит рядом с колыбелью, занимаясь своими делами, и качает ее ногой, продетой в специальную петлю.
Каркас колыбели выполнен из черемуховых прутьев, а берестяные спинка, дно и бортики сшиты нитями из оленьих сухожилий. Спинка у колыбели вертикальная, с небольшим наклоном. На ней и по краю бортов крепятся кожаные петли, через которые протянуты веревки для подвешивания люльки. Через эти же петли закрепляется шнуровка, которая удерживает ребенка в колыбели.
Люлька декорирована скоблёным орнаментом: на спинке вырезаны узоры «заячьи уши» и «глухарка». Зайчиха символизирует плодородие, а глухарка, по преданию, сторожит сон ребенка и следит за тем, чтобы его душа во сне отдыхала.
На спинку, под голову ребенка, обычно прикрепляют мягкую шкурку. Внутрь колыбели, на берестяную подстилку, насыпают измельченные стружки из молодой сосны, которые на хантыйском языке называются «вотлуп». Сосновая смола считается хорошим антисептиком, она впитывает влагу и не дает появляться опрелостям на коже младенца.
К колыбелям у народов Крайнего Севера всегда было особое отношение. По преданию, душа вселяется в тело новорожденного только после того, как ему дают имя. До этого ребенок беззащитен перед духами нижнего мира, и колыбель оберегает его от них. Если младенец благополучно вырос, то «счастливую» люльку берегут и передают в семье из поколения в поколение, а ту, в которой младенец умер, уносят подальше в лес. Заносить колыбель в дом и выносить ее наружу полагается только спинкой вперед. Также не следует передавать ее через порог.
Колыбель служит ребенку до трех лет. В ней младенец спит, сидит и играет. Если семья из кочевого племени переезжает на новое место, ребенка перевозят в его люльке. Чтобы покормить новорожденного, мать ставит кроватку на свои колени, а когда ей нужно уйти, подвешивает ее за ременные петли либо к шесту чума, либо к крюку в потолке избушки. Часто мать сидит рядом с колыбелью, занимаясь своими делами, и качает ее ногой, продетой в специальную петлю.