Ночная колыбель на хантыйском языке называется «онтуп». Представленная в экспозиции музея детская люлька была создана в начале XX века. Она сшита вручную из куска бересты.
Борта и расположенная под наклоном спинка колыбели укреплены наложенными наискосок черемуховыми полосами, а верхние и нижние края — накладными ободами, которые тоже сделаны из черемухи. Все элементы колыбели сшиты сухожильными нитями.
На дне люльки лежит подстилка из выделанной оленьей шкуры. С внутренней стороны к бортам пришиты ремешки. Такая шнуровка удерживает спящего ребенка в горизонтальном положении. К верхнему краю бортов и к спинке прикреплены кожаные петли, через которые продевают веревки, чтобы подвесить люльку к потолку.
Колыбель украшена традиционным для северных народов геометрическим орнаментом в технике скобления. Подобные узоры сначала наносят на бересту тупой стороной ножа, после чего ее слегка смачивают и уже острием снимают коричневую пленку, из-под которой проступает белый слой.
В старину коренные жители Севера жили, как правило, большими семьями. Но сколько бы детей ни появлялось — люлька в доме всегда была одна. Ее изготавливали к рождению первенца, а потом передавали младшим братьям и сестрам.
У народа ханты существовала особенная традиция. Они создавали две колыбели: дневную, в которой ребенок сидел и играл днем, и ночную, в которой он спал.
Ночная люлька представляла собой берестяную коробку с закругленными углами. Внутрь насыпали стружку молодой сосны, которая впитывала влагу и предотвращала появление опрелостей у ребенка. Для защиты от злых духов в колыбель клали спички — символ огня. У изголовья обязательно наносили орнамент «глухарка»: считалось, что эта птица охраняет сон младенца и следит, чтобы его душа отдыхала. По поверьям хантов, глухарка сопровождает человека во сне от рождения и до конца жизни.
С колыбелью были связаны различные предания. Например, в люльке прятались от преследователей сказочные богатыри. А еще, согласно легендам, она была способна воскресить погибшего и омолодить состарившегося.
Борта и расположенная под наклоном спинка колыбели укреплены наложенными наискосок черемуховыми полосами, а верхние и нижние края — накладными ободами, которые тоже сделаны из черемухи. Все элементы колыбели сшиты сухожильными нитями.
На дне люльки лежит подстилка из выделанной оленьей шкуры. С внутренней стороны к бортам пришиты ремешки. Такая шнуровка удерживает спящего ребенка в горизонтальном положении. К верхнему краю бортов и к спинке прикреплены кожаные петли, через которые продевают веревки, чтобы подвесить люльку к потолку.
Колыбель украшена традиционным для северных народов геометрическим орнаментом в технике скобления. Подобные узоры сначала наносят на бересту тупой стороной ножа, после чего ее слегка смачивают и уже острием снимают коричневую пленку, из-под которой проступает белый слой.
В старину коренные жители Севера жили, как правило, большими семьями. Но сколько бы детей ни появлялось — люлька в доме всегда была одна. Ее изготавливали к рождению первенца, а потом передавали младшим братьям и сестрам.
У народа ханты существовала особенная традиция. Они создавали две колыбели: дневную, в которой ребенок сидел и играл днем, и ночную, в которой он спал.
Ночная люлька представляла собой берестяную коробку с закругленными углами. Внутрь насыпали стружку молодой сосны, которая впитывала влагу и предотвращала появление опрелостей у ребенка. Для защиты от злых духов в колыбель клали спички — символ огня. У изголовья обязательно наносили орнамент «глухарка»: считалось, что эта птица охраняет сон младенца и следит, чтобы его душа отдыхала. По поверьям хантов, глухарка сопровождает человека во сне от рождения и до конца жизни.
С колыбелью были связаны различные предания. Например, в люльке прятались от преследователей сказочные богатыри. А еще, согласно легендам, она была способна воскресить погибшего и омолодить состарившегося.