На территории Ханты-Мансийского автономного округа живет малочисленный коренной народ — ханты. Они издревле верили в духов и поклонялись им. В Музее реки Обь представлена копия святилища Ай-ега-ики хантыйского рода Совкуниных. Ай-ега-ики — это легендарный богатырь, хозяин и охранитель Малого Салыма. У него много имен, но самые часто употребляемые — Ай-орт-ики «маленький богатырь-мужик») и Ай-ега-ики («мужик маленькой речки», «хозяин реки»). Считается, что последнее имя вождь получил уже в почтенном возрасте.
Духовный пантеон салымских хантов обширен: в него входят и вотчинники — герои промыслового культа, — и личные, семейные духи-покровители, и тонхи — покровители отдельных территорий.
Святилище Ай-ега-ики находилось у зимних Юрт Совкуниных на реке Айега, которая впадает в реку Малый Салым. О сакральном месте известно с XVIII века, тогда здесь возвели первый священный «амбар» — земной дом тонхов — и изготовили их деревянные изображения. Именно в это место ханты приносили дары, чтобы задобрить духов.
Исследователи из Нефтеюганского района увидели этот памятник угорской культуры уже в плачевном состоянии. Дело в том, что в 1968 году рабочий одной из геофизических экспедиций похитил из святилища подношения тонхам: наконечники стрел, древние монеты, меха. После осквернения святилище пришло в упадок, местное население посчитало, что идолы потеряли былую силу. Постепенно без должного внимания и ухода амбар частично сгнил и обрушился.
Реконструкцию интерьера проводили по сохранившимся компонентам и информации, которую предоставила семья Совкуниных. Удалось установить, что деревянные скульптуры располагались у задней восточной стены. В центре было установлено изваяние Ай-ега-ики высотой 2,6 метра. По правую руку от него стояла скульптура его жены Сав-ях-ими высотой 1,7 метра. За ней — Сав-ях-ики, около метра. Он считался тестем Ай-ега-ики и хранителем реки Сав-ях. Слева от главы пантеона размещались Ас-сотым-панэн-ики и Ас-сотым-панэн-ими — покровители мест летней рыбалки. Отдельно на полке располагалась скульптура хранительницы священного амбара и окружающей территории — Вонт-кар-им. Высота фигурки составляла всего лишь 60 сантиметров.
Идолы в Музее реки Обь — точные копии изваяний из священного амбара Совкуниных. Скульптуры вырублены из цельного ствола дерева. Изображения женских и мужских тонхов различаются. Мужчины-духи массивные, немного угловатые, их головы имеют цилиндрическую форму. Женщины-духи выполнены более изящно и с округлыми головами. Несмотря на то, что исследователи восстановили амбар и отреставрировали деревянных тонхов, святилище так и осталось заброшенным.
Духовный пантеон салымских хантов обширен: в него входят и вотчинники — герои промыслового культа, — и личные, семейные духи-покровители, и тонхи — покровители отдельных территорий.
Святилище Ай-ега-ики находилось у зимних Юрт Совкуниных на реке Айега, которая впадает в реку Малый Салым. О сакральном месте известно с XVIII века, тогда здесь возвели первый священный «амбар» — земной дом тонхов — и изготовили их деревянные изображения. Именно в это место ханты приносили дары, чтобы задобрить духов.
Исследователи из Нефтеюганского района увидели этот памятник угорской культуры уже в плачевном состоянии. Дело в том, что в 1968 году рабочий одной из геофизических экспедиций похитил из святилища подношения тонхам: наконечники стрел, древние монеты, меха. После осквернения святилище пришло в упадок, местное население посчитало, что идолы потеряли былую силу. Постепенно без должного внимания и ухода амбар частично сгнил и обрушился.
Реконструкцию интерьера проводили по сохранившимся компонентам и информации, которую предоставила семья Совкуниных. Удалось установить, что деревянные скульптуры располагались у задней восточной стены. В центре было установлено изваяние Ай-ега-ики высотой 2,6 метра. По правую руку от него стояла скульптура его жены Сав-ях-ими высотой 1,7 метра. За ней — Сав-ях-ики, около метра. Он считался тестем Ай-ега-ики и хранителем реки Сав-ях. Слева от главы пантеона размещались Ас-сотым-панэн-ики и Ас-сотым-панэн-ими — покровители мест летней рыбалки. Отдельно на полке располагалась скульптура хранительницы священного амбара и окружающей территории — Вонт-кар-им. Высота фигурки составляла всего лишь 60 сантиметров.
Идолы в Музее реки Обь — точные копии изваяний из священного амбара Совкуниных. Скульптуры вырублены из цельного ствола дерева. Изображения женских и мужских тонхов различаются. Мужчины-духи массивные, немного угловатые, их головы имеют цилиндрическую форму. Женщины-духи выполнены более изящно и с округлыми головами. Несмотря на то, что исследователи восстановили амбар и отреставрировали деревянных тонхов, святилище так и осталось заброшенным.