В традиционном хозяйстве хантов береста — один из самых распространенных материалов. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни: младенцев клали в берестяную колыбель, а умершего оборачивали в бересту при погребении.
Береста — это верхний слой березовой коры. Собирают ее с упавших и высохших деревьев, живые березы не страдают. Несмотря на то, что дерево могло уже прогнить, кора долгое время остается целой и прочной. Связано это с тем, что в верхней части коры березы содержится специальное вещество — бетулин. Именно бетулин окрашивает ствол в белый цвет и защищает кору от внешних воздействий.
Уже в наше время оказалось, что бетулин обладает противогрибковым свойством. В старину этого, конечно, не знали, но женщины разных народов на территории современной России замечали, что в берестяных сосудах долго хранится молоко, сметана, масло, мясо и рыба. Хлеб долго остается свежим и мягким, а в крупе и муке не заводятся жучки. Ханты тоже изготавливали из бересты горшочки и цилиндрические туески, лукошки и корзины.
Из этого же материала собирали кузовки и коробы — их отличал внушительный размер. Использовали такие емкости при сборе дикорастущих ягод. Например, в один кузовок могли помещаться два-три ведра клюквы.
В отличие от самодельной деревянной и керамической посуды, берестяная утварь оставалась в обиходе хантов вплоть до 1960–1970-х годов.
Для изготовления кухонной утвари бересту заготавливали женщины, они же мастерили и декорировали посуду. Добывать этот материал старались в смешанном лесу: ханты считали, что в таких лесах кора толстая, более эластичная и прочная.
В Нефтеюганском музейном комплексе хранят крупную коллекцию утвари из бересты. В экспозиции «Югорское наследие» представлен один из старейших коробов. Изделие выполнено из одного большого куска бересты, сложенного пополам светлой стороной внутрь. Углы загнуты вверх и закреплены с помощью черемуховых боковых планок, прошитых саргой — берестяной лентой. Форму верха держит внутренний черемуховый обод, а низ укреплен прямоугольной полосой бересты. В боковых петлях, расположенных на планках, поставлены лямки из шелкового шнура.
Предмет создали в 1950-х годах. В музейный фонд экспонат попал в августе 1998 года во время научной экспедиции в поселок Лемпино Нефтюганского района.
Береста — это верхний слой березовой коры. Собирают ее с упавших и высохших деревьев, живые березы не страдают. Несмотря на то, что дерево могло уже прогнить, кора долгое время остается целой и прочной. Связано это с тем, что в верхней части коры березы содержится специальное вещество — бетулин. Именно бетулин окрашивает ствол в белый цвет и защищает кору от внешних воздействий.
Уже в наше время оказалось, что бетулин обладает противогрибковым свойством. В старину этого, конечно, не знали, но женщины разных народов на территории современной России замечали, что в берестяных сосудах долго хранится молоко, сметана, масло, мясо и рыба. Хлеб долго остается свежим и мягким, а в крупе и муке не заводятся жучки. Ханты тоже изготавливали из бересты горшочки и цилиндрические туески, лукошки и корзины.
Из этого же материала собирали кузовки и коробы — их отличал внушительный размер. Использовали такие емкости при сборе дикорастущих ягод. Например, в один кузовок могли помещаться два-три ведра клюквы.
В отличие от самодельной деревянной и керамической посуды, берестяная утварь оставалась в обиходе хантов вплоть до 1960–1970-х годов.
Для изготовления кухонной утвари бересту заготавливали женщины, они же мастерили и декорировали посуду. Добывать этот материал старались в смешанном лесу: ханты считали, что в таких лесах кора толстая, более эластичная и прочная.
В Нефтеюганском музейном комплексе хранят крупную коллекцию утвари из бересты. В экспозиции «Югорское наследие» представлен один из старейших коробов. Изделие выполнено из одного большого куска бересты, сложенного пополам светлой стороной внутрь. Углы загнуты вверх и закреплены с помощью черемуховых боковых планок, прошитых саргой — берестяной лентой. Форму верха держит внутренний черемуховый обод, а низ укреплен прямоугольной полосой бересты. В боковых петлях, расположенных на планках, поставлены лямки из шелкового шнура.
Предмет создали в 1950-х годах. В музейный фонд экспонат попал в августе 1998 года во время научной экспедиции в поселок Лемпино Нефтюганского района.