Кресты представляют собой группу предметов, которые относятся к одним из самых многочисленных археологических находок и иллюстрируют культуру Древней Руси. Экземпляры обычно встречались исследователями в ходе раскопок городов, сельских поселений и курганов с вещами, которые удавалось датировать XI и XII столетием. Среди находок выделяются нательные крестики.
Чаще всего такой вид религиозного символа в домонгольскую эпоху украшался орнаментом, один из них, предположительно, византийского происхождения, представлял собой вдавленные окружности, которые считались защитным символом. Именно такой декор можно увидеть на кресте, представленном в экспозиции музея «Смоленская крепость».
Кресты с эмалью являются довольно частой находкой. Считается, что использование этого способа украшения предметов пришло на русские земли из Византии. Однако это больше касается технологии перегородчатой эмали.
Историки полагают, что русские мастера перешли к технологии более простой выемчатой эмали для того, чтобы удешевить продукт и сделать его более массовым и доступным. Они выпиливали углубления в металлической основе и уже после заполняли его стекловидным покрытием. Центром производства таких крестов был Киев.
Постепенно эта технология была усвоена мастерами из других городов. Предположительно, мелкая пластика с выемчатой эмалью создавалась в Чернигове, Владимире, Рязани, Новгороде. После разгрома Киева монголо-татарами производство таких изделий в этом городе было прекращено, однако на территории северо-восточной Руси выемчатая эмаль использовалась даже в XIV веке.
Известно 40 типов крестов с разными цветами эмали. Самым популярным при украшении этих предметов был желтый цвет, возможно, потому что он символизировал солнце. В экспозиции музея представлен крест, который относится к типу круглоконечных с расширяющимися концами и парными выступами на концах лопастей. Крест является двухсторонним. Круглые углубления были заполнены ремесленником желтой эмалью, прямоугольные — красной. В верхней части ремесленник выполнил плоское ушко.
Чаще всего такой вид религиозного символа в домонгольскую эпоху украшался орнаментом, один из них, предположительно, византийского происхождения, представлял собой вдавленные окружности, которые считались защитным символом. Именно такой декор можно увидеть на кресте, представленном в экспозиции музея «Смоленская крепость».
Кресты с эмалью являются довольно частой находкой. Считается, что использование этого способа украшения предметов пришло на русские земли из Византии. Однако это больше касается технологии перегородчатой эмали.
Историки полагают, что русские мастера перешли к технологии более простой выемчатой эмали для того, чтобы удешевить продукт и сделать его более массовым и доступным. Они выпиливали углубления в металлической основе и уже после заполняли его стекловидным покрытием. Центром производства таких крестов был Киев.
Постепенно эта технология была усвоена мастерами из других городов. Предположительно, мелкая пластика с выемчатой эмалью создавалась в Чернигове, Владимире, Рязани, Новгороде. После разгрома Киева монголо-татарами производство таких изделий в этом городе было прекращено, однако на территории северо-восточной Руси выемчатая эмаль использовалась даже в XIV веке.
Известно 40 типов крестов с разными цветами эмали. Самым популярным при украшении этих предметов был желтый цвет, возможно, потому что он символизировал солнце. В экспозиции музея представлен крест, который относится к типу круглоконечных с расширяющимися концами и парными выступами на концах лопастей. Крест является двухсторонним. Круглые углубления были заполнены ремесленником желтой эмалью, прямоугольные — красной. В верхней части ремесленник выполнил плоское ушко.