Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Стрелецкий мир»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Чарка

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
4,5x9,3x8 см
Техника
медный сплав, литье, пайка, токарная работа, лужение
Коллекция
Собрание Сергея Афонина, Москва
0
Открыть в приложении
#3
Чарка (или, как ее еще называли, чара) представляет собой металлический сосуд для питья вина, пива, меда, медовухи. Чаще всего из такой посуды употребляли именно крепкие спиртные напитки, как говорилось в народе, «государево винцо».

Первое известие о чарке на территории Русского государства относится к XII столетию. Известно, что в обиходе этим словом могли называть и стопки, и стаканы, и рюмки. Однако непосредственно чарка представляла собой низкий круглый сосуд с плоским дном на небольшой ножке, а также с короткой ручкой, которая была припаяна к тулову.

Чарки обычно делали из красной луженой меди, олова и серебра. Украшали такие предметы в технике чеканки растительными узорами, изображениями птиц и морских животных. Нередко орнамент покрывал не только тулово, но и поддон чарки.

Эти изделия считались индивидуальным сосудом для питья, их не передавали по кругу, в отличие от братин. Сложилось много пословиц, которые связаны с чарками и отражают общую культуру застолья на Руси. Так, одна из них гласила: «Чару пить, здраву быть; вторую пить, пьяну быть; третью пить, безумну быть».

На дне или стенках чарок мастера иногда размещали надписи поучительного свойства или дарственного характера, могло быть указано имя владельца. Ручка имела декоративное оформление, украшалась гравировкой, чернью. Ее называли стеблем.

На чарке из коллекции музея ручка выполнена в технике литья и представляет собой фигуру Самсона, раздирающего пасть льву. Это один из самых хорошо известных христианских сюжетов, который можно встретить в книжных миниатюрах, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Большое распространение в ХVII столетии получили чарки из перламутра и различных пород камней — сердолика, яшмы, горного хрусталя, зачастую в серебряных оправах с драгоценными камнями. Такие сосуды ценились очень высоко. Их дарили, передавали по наследству, жертвовали монастырям.

Чарка, подобно братине и ковшу, является символом русского застолья. Она вошла в отечественную культуру как русский атрибут пиршественного стола.
#5
Чарка
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Чарка

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
4,5x9,3x8 см
Техника
медный сплав, литье, пайка, токарная работа, лужение
Коллекция
Собрание Сергея Афонина, Москва
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%