Одним из необычных экспонатов, с которым знакомит посетителей экспозиция «Стрелецкий мiр», является большая пуговица для кафтана XVII столетия. Как предполагают исследователи, она была частью богатого боярского или княжеского облачения.
Подобные пуговицы служили символом роскоши и высокого статуса. Аналогичные изделия вполне могли быть украшением костюмов высоких сановников, которые участвовали в строительстве Смоленской крепостной стены.
Представленную в экспозиции пуговицу мастер выполнил в технике чеканки и покрыл растительным орнаментом, который напоминает виноградную лозу. При создании этого предмета автор выбирал два листа драгоценного металла и чеканом выковывал симметричный узор. Поскольку во время этого процесса металл получал объемную форму, но становился тоньше, мастеру необходимо было использовать достаточно толстые листы.
После этого две половины формы спаивались вместе. Пуговица получалась полой и достаточно легкой, одновременно с этим — прочной. Объемные элементы — стебли, листья и плоды — казались более блестящими и визуально выступали на первый план. В конце работы мастер припаивал петлю для крепления пуговицы к одежде.
По размеру этот предмет сопоставим с куриным яйцом. При этом таких пуговиц в богатом боярском или княжеском одеянии могло быть до девятнадцати штук. Подобные элементы одежды изготавливались в крупнейших ремесленных центрах, среди которых наиболее заметное место занимали мастерские Оружейной палаты. Именно в них создавались самые яркие и драгоценные творения.
Сложно представить, что подобное украшение костюма было распространено в XVII столетии. Мода и искусство этой эпохи были бы по современным меркам слишком вычурными и напыщенными. Приоритет отдавался ярким цветам, контрастным сочетаниям, выразительным барочным формам.
Именно в эту эпоху были созданы французский дворцовый комплекс в Версале и русский дворец в Коломенском. Невозможная для современности пышность была в то время не столько выражением собственной исключительности, сколько привычным фоном, на котором уже, в свою очередь, возникали шедевры искусства, такие как эта пуговица из коллекции музея «Смоленская крепость».
Подобные пуговицы служили символом роскоши и высокого статуса. Аналогичные изделия вполне могли быть украшением костюмов высоких сановников, которые участвовали в строительстве Смоленской крепостной стены.
Представленную в экспозиции пуговицу мастер выполнил в технике чеканки и покрыл растительным орнаментом, который напоминает виноградную лозу. При создании этого предмета автор выбирал два листа драгоценного металла и чеканом выковывал симметричный узор. Поскольку во время этого процесса металл получал объемную форму, но становился тоньше, мастеру необходимо было использовать достаточно толстые листы.
После этого две половины формы спаивались вместе. Пуговица получалась полой и достаточно легкой, одновременно с этим — прочной. Объемные элементы — стебли, листья и плоды — казались более блестящими и визуально выступали на первый план. В конце работы мастер припаивал петлю для крепления пуговицы к одежде.
По размеру этот предмет сопоставим с куриным яйцом. При этом таких пуговиц в богатом боярском или княжеском одеянии могло быть до девятнадцати штук. Подобные элементы одежды изготавливались в крупнейших ремесленных центрах, среди которых наиболее заметное место занимали мастерские Оружейной палаты. Именно в них создавались самые яркие и драгоценные творения.
Сложно представить, что подобное украшение костюма было распространено в XVII столетии. Мода и искусство этой эпохи были бы по современным меркам слишком вычурными и напыщенными. Приоритет отдавался ярким цветам, контрастным сочетаниям, выразительным барочным формам.
Именно в эту эпоху были созданы французский дворцовый комплекс в Версале и русский дворец в Коломенском. Невозможная для современности пышность была в то время не столько выражением собственной исключительности, сколько привычным фоном, на котором уже, в свою очередь, возникали шедевры искусства, такие как эта пуговица из коллекции музея «Смоленская крепость».