Напрестольный восьмиконечный крест-мощевик изготовлен из серебра. Это золоченый предмет, его торцы и оборотная сторона — гладкие. На лицевой стороне креста в технике чеканки выполнено крупное рельефное Распятие на фоне узора из стеблей с мелкими листьями и завитками.
По сторонам Распятия изображены четыре небольшие поясные фигуры предстоящих. При этом над Распятием в узких клеймах выполнены надписи: «Распятие Г (оспо)да нашего И (ису)са Х (рист)а», «Мария», «С (вя)ты (е) Иванъ. Лонгинъ Со (тник)», выше автор отчеканил двух летящих ангелов, а вверху — Спас Нерукотворный, здесь же, в узких клеймах, — надписи: «Аггли Гдни», «ИСЪ ХСЪ».
В нижнем перекрестии отображен образ Голгофы в виде тупого треугольника, в центре которого — череп Адама. Под Голгофой — поясное изображение Иоанна Предтечи Крылатого. Над ним в прямоугольном клейме гравирована надпись: «С (вя)ты Ио (анн) Предтеча». Вокруг изображений на лицевой поверхности креста — растительный орнамент.
Чеканный орнамент мелких извивающихся и закручивающихся стеблей трав, цветочных розеток и трилистников схож с чеканным узором, который встречается в работах сольвычегодских мастеров второй четверти ХVII столетия.
С оборота креста — оклад ХIХ столетия, на его рукояти выгравировали вкладную надпись. Вероятно, она повторяла текст на утраченном оригинальном окладе 1641 года: «Лета 7149 (1641) июня въ 25 положилъ сей жывотворящий кр (ес)тъ Г (оспо)д (е)нь ко всемилостивому Сп (а)су Нерукотвореному образу у Соли Вычегоцкой на посаде воевода Ив (ан) Федорович Шаховской». Здесь же, на обороте в верхней части креста, выгравировали надпись ХIХ века о вложении мощей.
Таким образом, лицевую поверхность оригинального серебряного оклада креста сделали в 1641 году по заказу князя Ивана Фёдоровича «Меньшого» Шаховского. Он был воеводой во времена правления первых царей из династии Романовых — Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.
Нижняя сторона и боковые стенки серебряного оклада креста крепятся на винтах. Возможно, их изготовили в ходе его обновления в 1862 году. Об этом свидетельствуют московские клейма ХIХ столетия.