Нательный крест символически отображает Крест, на котором римские воины распяли Спасителя. Православные христиане носят такие изделия в знак своей веры и верности Христу. Символ отсылает к словам из Священного Писания: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Зачастую люди носят небольшие кресты на груди, не снимая. Этот обычай появился не сразу: в первые века христианства вместо креста использовали медальоны с изображением закланного Агнца (жертвенного ягненка) или Распятия. А самыми близкими предшественниками привычных нательных крестов были так называемые энколпионы.
Энколпионы выглядели как прямоугольные, округлые или крестообразные ящички с пространством внутри. Снаружи их украшали сначала монограммой имени Иисуса Христа, а позже и крестами разной формы. В этом ящичке христиане хранили частицы мощей святых и другие священные реликвии.
Сегодня верующие люди надевают крест после принятия таинства Крещения и затем носят его на самом важном месте — у сердца. Существуют разные формы крестов: с четырьмя, шестью, восемью оконечностями, с полукружием внизу и другие. На Руси чаще встречались восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делали надпись «Спаси и сохрани».
Правил при выборе материалов для нательных крестов нет: можно использовать любые виды металлов и даже дерево. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно только, чтобы крестик держался прочно.
Русские люди на крестах клялись в верности. При постройке церквей, домов, мостов и других важных сооружений крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.
Крестик из собрания музея был создан в конце XIX — начале ХХ века. Его общая форма четырехконечная, но в середине изделия автор выполнил изображение восьмиконечного креста с косой перекладиной внизу. Как правило, именно последний вариант считается самым привычным для православных христиан.
По краям от большой перекладины мастер оставил надпись «Иисус Христос», под перекладиной, вероятно, написано «Сын Божий». Справа и слева от креста — орудия Страстей Христовых. Наверху автор выполнил ушко-петельку для шнурка.
Зачастую люди носят небольшие кресты на груди, не снимая. Этот обычай появился не сразу: в первые века христианства вместо креста использовали медальоны с изображением закланного Агнца (жертвенного ягненка) или Распятия. А самыми близкими предшественниками привычных нательных крестов были так называемые энколпионы.
Энколпионы выглядели как прямоугольные, округлые или крестообразные ящички с пространством внутри. Снаружи их украшали сначала монограммой имени Иисуса Христа, а позже и крестами разной формы. В этом ящичке христиане хранили частицы мощей святых и другие священные реликвии.
Сегодня верующие люди надевают крест после принятия таинства Крещения и затем носят его на самом важном месте — у сердца. Существуют разные формы крестов: с четырьмя, шестью, восемью оконечностями, с полукружием внизу и другие. На Руси чаще встречались восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делали надпись «Спаси и сохрани».
Правил при выборе материалов для нательных крестов нет: можно использовать любые виды металлов и даже дерево. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно только, чтобы крестик держался прочно.
Русские люди на крестах клялись в верности. При постройке церквей, домов, мостов и других важных сооружений крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.
Крестик из собрания музея был создан в конце XIX — начале ХХ века. Его общая форма четырехконечная, но в середине изделия автор выполнил изображение восьмиконечного креста с косой перекладиной внизу. Как правило, именно последний вариант считается самым привычным для православных христиан.
По краям от большой перекладины мастер оставил надпись «Иисус Христос», под перекладиной, вероятно, написано «Сын Божий». Справа и слева от креста — орудия Страстей Христовых. Наверху автор выполнил ушко-петельку для шнурка.