Напрестольный крест — важнейший атрибут православного храма. Он хранится на престоле, особом столе в середине алтаря для священных таинств. Крест — одна из трех обязательных принадлежностей алтаря наряду с напрестольным Евангелием и антиминсом — специальным покровом со вшитой в него частичкой святых мощей.
Священники используют напрестольный крест в конце Литургии, с его помощью они благословляют верующих, в то время как прихожане должны прикоснуться к кресту губами. Этот атрибут также нужен для таинств крещения, венчания, соборования и других.
Кресты — самая массовая часть медного литья. Во многих музеях хранятся сразу по несколько таких изделий. Они различаются по назначению, величине и декору. Сохранилось довольно много напрестольных крестов XIX — начала XX века. Они отливались в разных областях: на Урале, во Владимирской, Новгородской и Петербургской губерниях, в Москве и Подмосковье, в глухих староверческих скитах. Меднолитые изделия широко распространились не только в старообрядческой, но и в православной среде.
Крест из собрания музея отлит из меди и украшен эмалями. Можно предположить, что он все же относится к старообрядческому искусству. На это указывают несколько деталей. Во-первых, косая перекладина снизу. Старообрядцы обязательно устанавливали их на восьмиконечные кресты: к такой же дощечке римские солдаты прибили ноги Иисуса Христа во время Распятия. Во-вторых, на концах средней перекладины видны обязательные для поморских крестов изображения Солнца и Луны в виде круглых масок с подписями. Также поморские старообрядцы чаще всего использовали именно синие эмали.
В центре композиции автор разместил Голгофский крест с фигурой распятого Иисуса Христа. По нижнему краю перекладины видна надпись. Это заглавная строка стихиры Кресту Господню:
Священники используют напрестольный крест в конце Литургии, с его помощью они благословляют верующих, в то время как прихожане должны прикоснуться к кресту губами. Этот атрибут также нужен для таинств крещения, венчания, соборования и других.
Кресты — самая массовая часть медного литья. Во многих музеях хранятся сразу по несколько таких изделий. Они различаются по назначению, величине и декору. Сохранилось довольно много напрестольных крестов XIX — начала XX века. Они отливались в разных областях: на Урале, во Владимирской, Новгородской и Петербургской губерниях, в Москве и Подмосковье, в глухих староверческих скитах. Меднолитые изделия широко распространились не только в старообрядческой, но и в православной среде.
Крест из собрания музея отлит из меди и украшен эмалями. Можно предположить, что он все же относится к старообрядческому искусству. На это указывают несколько деталей. Во-первых, косая перекладина снизу. Старообрядцы обязательно устанавливали их на восьмиконечные кресты: к такой же дощечке римские солдаты прибили ноги Иисуса Христа во время Распятия. Во-вторых, на концах средней перекладины видны обязательные для поморских крестов изображения Солнца и Луны в виде круглых масок с подписями. Также поморские старообрядцы чаще всего использовали именно синие эмали.
В центре композиции автор разместил Голгофский крест с фигурой распятого Иисуса Христа. По нижнему краю перекладины видна надпись. Это заглавная строка стихиры Кресту Господню: