Во всем мире фарфоровые пасхальные яйца ассоциируются с Россией: именно в нашей стране родилась традиция расписывать и дарить такие изделия.
Императорская семья отводила особую роль раздаче пасхальных яиц еще в период царствования Алексея Михайловича. При нем существовал целый чин празднования Пасхи (чином в старину называли принятый порядок при совершении какого-либо обряда). Историк Иван Забелин писал, что в этот день «боярам, окольничим, думным дворянам и думным дьякам, кравчему, ближним и приказным людям, стольникам, стряпчим и дворянам московским» царская семья раздавала до 37000 натуральных и искусственных яиц. С похожим размахом праздновали Пасху и все последующие правители.
Первое фарфоровое яйцо появилось в 1749 году: его изготовил управляющий Императорского фарфорового завода Дмитрий Виноградов. Позже он стал ежегодно поставлять царскому двору около 200 эксклюзивных фарфоровых яиц ручной работы. При Александре III и Николае II это количество выросло примерно до 2000, а потом и до 5000.
Самыми дорогими изделиями считались пасхальные яйца с ликами святых и изображениями «двунадесятых праздников» — двенадцати самых главных церковных дат. На роспись одного такого произведения художнику требовалось до 40 дней.
Чаще всего яйца делали подвесными: так владелец мог разместить дорогую вещь в красном углу под полкой с иконами. Для этого в изделиях оставляли сквозное отверстие для ленты с бантом внизу и петлей вверху. До 1820-х годов расписные фарфоровые яйца выполняли только на Императорском фарфоровом заводе, но позже подобное производство наладили и частные фабрики.
На изделии из собрания музея художник изобразил сюжет «Воскресение Христово» — главный символ Пасхального празднества. В центре композиции стоит Иисус Христос, он попирает ногами врата ада и в правой руке держит знамя победы над смертью. По левую руку от него мастер написал одного из Ангелов, который сказал пришедшим ко гробу:
Императорская семья отводила особую роль раздаче пасхальных яиц еще в период царствования Алексея Михайловича. При нем существовал целый чин празднования Пасхи (чином в старину называли принятый порядок при совершении какого-либо обряда). Историк Иван Забелин писал, что в этот день «боярам, окольничим, думным дворянам и думным дьякам, кравчему, ближним и приказным людям, стольникам, стряпчим и дворянам московским» царская семья раздавала до 37000 натуральных и искусственных яиц. С похожим размахом праздновали Пасху и все последующие правители.
Первое фарфоровое яйцо появилось в 1749 году: его изготовил управляющий Императорского фарфорового завода Дмитрий Виноградов. Позже он стал ежегодно поставлять царскому двору около 200 эксклюзивных фарфоровых яиц ручной работы. При Александре III и Николае II это количество выросло примерно до 2000, а потом и до 5000.
Самыми дорогими изделиями считались пасхальные яйца с ликами святых и изображениями «двунадесятых праздников» — двенадцати самых главных церковных дат. На роспись одного такого произведения художнику требовалось до 40 дней.
Чаще всего яйца делали подвесными: так владелец мог разместить дорогую вещь в красном углу под полкой с иконами. Для этого в изделиях оставляли сквозное отверстие для ленты с бантом внизу и петлей вверху. До 1820-х годов расписные фарфоровые яйца выполняли только на Императорском фарфоровом заводе, но позже подобное производство наладили и частные фабрики.
На изделии из собрания музея художник изобразил сюжет «Воскресение Христово» — главный символ Пасхального празднества. В центре композиции стоит Иисус Христос, он попирает ногами врата ада и в правой руке держит знамя победы над смертью. По левую руку от него мастер написал одного из Ангелов, который сказал пришедшим ко гробу: