Процессионный крест используют в церковных крестных ходах: его несут впереди шествия на Вербное воскресенье, Рождество, Пасху, а также в честь мощей или иконы святого. В православной традиции на кресте располагается икона или распятие. Лучи часто украшают камеями, драгоценными и полудрагоценными камнями. В старину процессионные кресты участвовали как в праздничных церемониях, так и в погребальных. Они венчали посох, который клали в захоронения, если умерший был представителем высших слоев духовенства.
Крест из коллекции Болгарского музея-заповедника обнаружили во время раскопок в 2010 году.
Археологи обратили внимание на одно погребение: в нем человек находился в сидячем положении, его руки были скрещены в области живота. Между ними находился крест с каменными вставками, а череп усопшего располагался у его ног.
Археологи датируют погребение ориентировочно XIV веком. На верхнем вертикальном конце креста заметны повреждения, с которыми его и положили в могилу. Лучи креста расширялись «ласточкиным хвостом» на манер греческого, их венчали трилистники. С внешней стороны на лучах крепились четыре вставки из стекла. Вокруг центральной вставки проходил декоративный рельеф, а по периметру креста была выгравирована зигзагообразная линия. Судя по состоянию реликвии, крест реставрировали несколько раз. Возможно, раньше его покрывала позолота, а вместо стекла на лучах были драгоценные камни.
Ученые выдвинули несколько версий, как появилось это захоронение. По одной из них, погребенного могли казнить. В некоторых русских летописях зафиксировано, что в 1323 году на территории Орды был казнен и захоронен православный деятель Федор Иерусалимский. Вероятно, эта могила принадлежит священнику.
Во время первых нападений на Руси ордынцы сжигали храмы и казнили священнослужителей. Сохранились записи об уничтожении монастырей в Рязани: здесь монахов и монахинь рубили мечами, расстреливали из луков и «в огонь метаху» — сжигали на кострах. Но после этого предводители Золотой Орды предпочли дать церкви привилегии: освободили храмы и монастыри от дани и других повинностей. Христианское учение проповедовало идеи смирения и покорности перед любой властью, ибо «нет власти не от Бога», что было на руку завоевателям.
Крест из коллекции Болгарского музея-заповедника обнаружили во время раскопок в 2010 году.
Археологи обратили внимание на одно погребение: в нем человек находился в сидячем положении, его руки были скрещены в области живота. Между ними находился крест с каменными вставками, а череп усопшего располагался у его ног.
Археологи датируют погребение ориентировочно XIV веком. На верхнем вертикальном конце креста заметны повреждения, с которыми его и положили в могилу. Лучи креста расширялись «ласточкиным хвостом» на манер греческого, их венчали трилистники. С внешней стороны на лучах крепились четыре вставки из стекла. Вокруг центральной вставки проходил декоративный рельеф, а по периметру креста была выгравирована зигзагообразная линия. Судя по состоянию реликвии, крест реставрировали несколько раз. Возможно, раньше его покрывала позолота, а вместо стекла на лучах были драгоценные камни.
Ученые выдвинули несколько версий, как появилось это захоронение. По одной из них, погребенного могли казнить. В некоторых русских летописях зафиксировано, что в 1323 году на территории Орды был казнен и захоронен православный деятель Федор Иерусалимский. Вероятно, эта могила принадлежит священнику.
Во время первых нападений на Руси ордынцы сжигали храмы и казнили священнослужителей. Сохранились записи об уничтожении монастырей в Рязани: здесь монахов и монахинь рубили мечами, расстреливали из луков и «в огонь метаху» — сжигали на кострах. Но после этого предводители Золотой Орды предпочли дать церкви привилегии: освободили храмы и монастыри от дани и других повинностей. Христианское учение проповедовало идеи смирения и покорности перед любой властью, ибо «нет власти не от Бога», что было на руку завоевателям.