Мухоловка — это стеклянный сосуд для уничтожения мух. Первые мухоловки выдували на российских стекольных заводах с XVII века, они были доступны только знатным людям. Позднее стеклянные мухоловки появились во многих домах, а также в трактирах и ресторанах, где оставались до середины XX века.
#1
Мухоловка
#3
#4
Живем мы кучей, тесно и все друг о друга тремся. Видал ты, в некоторых домах ставят такие стеклянные мухоловки с пивом? Наберется туда мух видимо-невидимо, и все они в собственном соку киснут да киснут, пока не подохнут. Так и мы, брат Саша, в своей мухоловке закисли и обозлились.
Александр Куприн, рассказ «На покое», 1902 год
#5
Стеклянные мухоловки были двух видов: разъемные и цельные. В разъёмной мухоловке использовали колпак, которым прикрывали основной сосуд, а цельная представляла собой шаровидный сосуд на трех ножках и с двумя отверстиями. Верхнее было в форме невысокого горлышка со стеклянной пробкой, а нижнее — в виде широкой воронки в центре донышка.
В книге для домохозяек Елены Молоховец, изданной в 1895 году, описан принцип работы ловушки: «Стеклянные мухоловки, под которыя кладется кусок черного хлеба, посыпанный сахаром, или просто мелкий сахар, и в которыя наливается мыльная или чайная вода. Мухи подкрадываются к сахару, летят затем вверх и попадают в налитую жидкость, из которой не могут уже выйти».
В книге для домохозяек Елены Молоховец, изданной в 1895 году, описан принцип работы ловушки: «Стеклянные мухоловки, под которыя кладется кусок черного хлеба, посыпанный сахаром, или просто мелкий сахар, и в которыя наливается мыльная или чайная вода. Мухи подкрадываются к сахару, летят затем вверх и попадают в налитую жидкость, из которой не могут уже выйти».
#6
Наливается сверху какая-нибудь привлекающая мух жидкость — сыворотка молока, настой квасу. Вход в мухоловку сверху закрывается пробкой. Муха забирается снизу в мухоловку и, не зная, как обратно выбраться, погибает через некоторое время в жидкости сосуда. Если убрать все крошки со стола, если прикрыть хорошо продукты, мухи за короткое время собираются в мухоловку массами.
Брошюра «Уничтожайте мух!», 1920-е годы
#7
Финал брошюры «Уничтожайте мух!» особенно примечателен: «Залогом борьбы с мухами является активность, самодеятельность самого населения, его широких масс. Матери, граждане! Муха несет смерть и болезнь вашим детям. От вашей активности зависит вопрос уничтожения, полного истребления мух. За работу, товарищи! Смерть мухам!»
#2
Название: Мухоловка
Дата создания: конец XIX — начало XX века
Место создания: Российская империя
Техника: стекло, выдувание
Размеры: 18×12×12 см
Дата создания: конец XIX — начало XX века
Место создания: Российская империя
Техника: стекло, выдувание
Размеры: 18×12×12 см
#9
Лампа керосиновая
#10
Керосиновая лампа — это светильник, который работает за счет сгорания керосина. С 1860 по 1920 годы она была главным источником освещения в домах Европы. До керосиновой лампы пользовались масляной, которую наполняли твердым или жидким маслом. Лампада известна со времен палеолита, но была небезопасна, горела тускло и сильно коптила. Сегодня масляные светильники используют для церковных богослужений и ритуалов.
Керосиновая лампа появилась в эпоху технического прогресса и активной переработки нефти. Яркость керосиновой лампы зависела от длины фитиля, которая измерялась старинной русской и английской единицей — линией. Первые керосиновые лампы светили, как десять восковых свечей, а более совершенные — как электрические лампочки в 300 Вт. Огонь закрывали прозрачным стеклом, оставляя сверху отверстие для тяги. Пламя регулировали с помощью специального колесика сбоку лампы, которое выпускало или сокращало фитиль.
Керосиновые лампы чаще имели утилитарный вид, но бывали и произведениями декоративно-прикладного искусства. Стекло расписывали ярким узором или накрывали керамическим абажуром в виде цветка, дома или животного. Светильник из коллекции Глазовского краеведческого музея сделан в виде головы Кобольда, персонажа английской, немецкой и скандинавской мифологии. Кобольд — это домовой, подземный дух, родственник эльфа и гоблина. Его имя переводится как «владыка помещения», он добродушен, но любит подшутить над людьми. Чаще всего Кобольда изображают карликом с острыми ушами, но он может принимать разные обличия, одно из которых — пламя.
Керосиновая лампа в виде головы Кобольда — это продукт знаменитой немецкой фирмы Hugo Schneider. Изделия мастерских Хуго Шнайдера были запатентованы в России в начале ХХ века как «Б.Ш.Д.» — «Акционерное общество Брюнеръ, Шнайдеръ, Дитмаръ». Эти фабрики специализировались на керосиновых лампах, примусах и горелках. Их эра завершилась с приходом электричества и газа, однако керосиновые приборы до сих пор используют туристы и жители регионов, где бывают перебои со светом.
Керосиновая лампа появилась в эпоху технического прогресса и активной переработки нефти. Яркость керосиновой лампы зависела от длины фитиля, которая измерялась старинной русской и английской единицей — линией. Первые керосиновые лампы светили, как десять восковых свечей, а более совершенные — как электрические лампочки в 300 Вт. Огонь закрывали прозрачным стеклом, оставляя сверху отверстие для тяги. Пламя регулировали с помощью специального колесика сбоку лампы, которое выпускало или сокращало фитиль.
Керосиновые лампы чаще имели утилитарный вид, но бывали и произведениями декоративно-прикладного искусства. Стекло расписывали ярким узором или накрывали керамическим абажуром в виде цветка, дома или животного. Светильник из коллекции Глазовского краеведческого музея сделан в виде головы Кобольда, персонажа английской, немецкой и скандинавской мифологии. Кобольд — это домовой, подземный дух, родственник эльфа и гоблина. Его имя переводится как «владыка помещения», он добродушен, но любит подшутить над людьми. Чаще всего Кобольда изображают карликом с острыми ушами, но он может принимать разные обличия, одно из которых — пламя.
Керосиновая лампа в виде головы Кобольда — это продукт знаменитой немецкой фирмы Hugo Schneider. Изделия мастерских Хуго Шнайдера были запатентованы в России в начале ХХ века как «Б.Ш.Д.» — «Акционерное общество Брюнеръ, Шнайдеръ, Дитмаръ». Эти фабрики специализировались на керосиновых лампах, примусах и горелках. Их эра завершилась с приходом электричества и газа, однако керосиновые приборы до сих пор используют туристы и жители регионов, где бывают перебои со светом.
#8
Название: Лампа керосиновая
Дата создания: конец XIX века
Место создания: город Лейпциг, Германия
Техника: металл, заводская работа
Размеры: 27×15×15 см
Дата создания: конец XIX века
Место создания: город Лейпциг, Германия
Техника: металл, заводская работа
Размеры: 27×15×15 см
#12
Кружка фигурная
#13
Кувшин Тоби — это английская керамическая кружка для пива в виде жизнерадостного человечка. Эти сосуды прославляли обычный английский завтрак, который у простых британцев состоял из куска холодного мяса, хлеба и кружки эля. В экспозиции Глазовского краеведческого музея представлена глиняная кружка для пива в виде упитанного мужчины в костюме XVIII века.
На этой кружке Тоби нет клейма завода, поэтому определить страну происхождения непросто. Русских Тоби всегда можно отличить от английских по технике и декору, а также по лицам. Все русские Тоби обладают уникальными чертами лица, их придумывали для каждого персонажа мастера-керамисты русских заводов. У глазовского Тоби лицо, типичное для английской техники, но нестандартные краски и декор позволяют предположить, что этот британец сделан в другой стране, например, в Голландии или Португалии. В пользу португальского происхождения этой кружки говорят традиционные для юга Европы бутылка и стакан в руках Тоби.
Глазовская кружка Тоби была изготовлена в конце XIX века и подарена музею в 1978 году. Английские кувшины Тоби в виде человеческих фигур придумали гончары Стаффордшира, крупного английского центра по производству керамики в 1760–1780-х годах. Чаще всего пивные бокалы делали из фаянса в технике майолики.
Название пивных кружек Тоби связано с разными легендами: от сэра Тоби Белча из «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира до пьяницы Тоби Филпота из народной застольной английской песни. Ранние Тоби были списаны с обычных британцев — колоритных моряков и эсквайров, курителей трубок, гвардейцев, торговцев или пасторов. Кружки Тоби быстро стали популярны у посетителей пабов, их часто ставили на витрину таверны или гостиницы, чтобы зазывать прохожих выпить немного эля.
В середине XIX века кружки Тоби перешли в разряд сувениров. Люди дарили их друг другу и украшали ими интерьер домов, если посуда из серебра и хрусталя была недоступна. Тоби стали известны за пределами Англии и появились во Франции, Германии, Голландии, Австралии, Америке и России.
На этой кружке Тоби нет клейма завода, поэтому определить страну происхождения непросто. Русских Тоби всегда можно отличить от английских по технике и декору, а также по лицам. Все русские Тоби обладают уникальными чертами лица, их придумывали для каждого персонажа мастера-керамисты русских заводов. У глазовского Тоби лицо, типичное для английской техники, но нестандартные краски и декор позволяют предположить, что этот британец сделан в другой стране, например, в Голландии или Португалии. В пользу португальского происхождения этой кружки говорят традиционные для юга Европы бутылка и стакан в руках Тоби.
Глазовская кружка Тоби была изготовлена в конце XIX века и подарена музею в 1978 году. Английские кувшины Тоби в виде человеческих фигур придумали гончары Стаффордшира, крупного английского центра по производству керамики в 1760–1780-х годах. Чаще всего пивные бокалы делали из фаянса в технике майолики.
Название пивных кружек Тоби связано с разными легендами: от сэра Тоби Белча из «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира до пьяницы Тоби Филпота из народной застольной английской песни. Ранние Тоби были списаны с обычных британцев — колоритных моряков и эсквайров, курителей трубок, гвардейцев, торговцев или пасторов. Кружки Тоби быстро стали популярны у посетителей пабов, их часто ставили на витрину таверны или гостиницы, чтобы зазывать прохожих выпить немного эля.
В середине XIX века кружки Тоби перешли в разряд сувениров. Люди дарили их друг другу и украшали ими интерьер домов, если посуда из серебра и хрусталя была недоступна. Тоби стали известны за пределами Англии и появились во Франции, Германии, Голландии, Австралии, Америке и России.
#11
Название: Кружка фигурная
Дата создания: конец XIX века
Место создания: Европа
Техника: майолика, фабричное производство
Размеры: 28×15×17 см
Дата создания: конец XIX века
Место создания: Европа
Техника: майолика, фабричное производство
Размеры: 28×15×17 см
#14
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Мухоловка, Лампа керосиновая, Кружка фигурная
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться