В сёлах Белгородского края, которые были основаны казаками, традиционным считался женский костюм — «парочка», состоящий из юбки и кофты. Шился костюм в XIX — начале ХХ века из фабричных тканей — шёлка, шерсти, бархата, ситца. Кофты были разнообразных фасонов: приталенные, по бёдрам, с оборкой — «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объёму шеи. В зависимости от покроя она называлась кофтой, блузкой, матене, кирасой. Юбки шили пышными, мелко собранными у пояса от четырёх до семи полок, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками.
Особо стоит упомянуть о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.
Сравнительный анализ подлинных образцов «парочек» разных сёл Белгородчины с описанием нарядов донских казачек XIX — начала ХХ века обнаруживается много общего между ними и в крое, и в декоративном убранстве, и в манере ношения. Во второй половине XIX — начале ХХ века с развитием капиталистических отношений усиливается унификация одежды и в русских сёлах. Однако этот процесс происходил неравномерно. Во многих, преимущественно бывших однодворческих сёлах Алексеевского, Грайворонского, Красногвардейского, Ракитянского и Яковлевского районов Белгородской области, ещё сохраняются традиционные комплексы женской одежды с их локальными особенностями, характерными для них в прошлом.
В настоящее время традиционная народная одежда надевается на праздники и на свадьбы, а также используется в работе коллективов художественной самодеятельности.
Особо стоит упомянуть о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.
Сравнительный анализ подлинных образцов «парочек» разных сёл Белгородчины с описанием нарядов донских казачек XIX — начала ХХ века обнаруживается много общего между ними и в крое, и в декоративном убранстве, и в манере ношения. Во второй половине XIX — начале ХХ века с развитием капиталистических отношений усиливается унификация одежды и в русских сёлах. Однако этот процесс происходил неравномерно. Во многих, преимущественно бывших однодворческих сёлах Алексеевского, Грайворонского, Красногвардейского, Ракитянского и Яковлевского районов Белгородской области, ещё сохраняются традиционные комплексы женской одежды с их локальными особенностями, характерными для них в прошлом.
В настоящее время традиционная народная одежда надевается на праздники и на свадьбы, а также используется в работе коллективов художественной самодеятельности.