Сарафан — старинный вид одежды — впервые появился на северо-западе России начиная в XIV веке, причём как мужская одежда (род кафтана). Женской одеждой он стал примерно в XVI веке. С севера сарафан постепенно распространился за Урал и в южные губернии России. К XVIII–XIX веку сарафаны стали носить купчихи и небогатые горожанки. На юге же сарафан стал одеждой молодых девушек, и вообще воспринимался там как «модная» или «городская» вещь.
На Белгородчине известны все типы сарафанов: туникообразный, прямой и множество разновидностей косоклинного. К концу XIX века появились сарафаны, по покрою напоминавшие платья. Их называли саяны и шили исключительно из фабричных тканей. Традиционные виды сарафанов — туникообразные и косоклинные — изготавливали из волосени — шерсти овцы, сотканной и окрашенной в чёрный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и «бу́денные» (будничные) сарафаны. Будничный сарафан обычно не украшался или украшался меньшим количеством лент, чем праздничный. Праздничный сарафан имел богатую отделку: грудь и лямки обшивали красной материей, позументом, серебряным шнуром. Подол сарафана укладывали лентами, украшали бисером, пуговками.
Сарафанный комплекс включал в себя: сарафан, рубаху с прямыми паликами или без паликов, пояс, головной убор и кожаную или лыковую обувь. Кроме этого, в холодное время года, женщины (девушки) надевали нагрудную одежду (душегрею, шугай).
Рубаха — часть русского традиционного костюма. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия.
Обязательной частью сарафанного комплекса является пояс. Отличается пояс яркими цветами и растительным орнаментом с с бахромой или кистями на краях.
Головные уборы отличались большим разнообразием. Особым способом завязанные на голове яркие шали с кистями имеют названия «кочаток», «повойник», «кукошник». Но самым распространённым также является платок. Их носили как женщины, так и девушки. Женщины носили платок на затылке, тщательно убрав волосы, а девушки завязывали спереди или сложив в широкую полосу под косой. Девушки также носили жёсткий обруч или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лентами и не закрывали темени.
На Белгородчине известны все типы сарафанов: туникообразный, прямой и множество разновидностей косоклинного. К концу XIX века появились сарафаны, по покрою напоминавшие платья. Их называли саяны и шили исключительно из фабричных тканей. Традиционные виды сарафанов — туникообразные и косоклинные — изготавливали из волосени — шерсти овцы, сотканной и окрашенной в чёрный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и «бу́денные» (будничные) сарафаны. Будничный сарафан обычно не украшался или украшался меньшим количеством лент, чем праздничный. Праздничный сарафан имел богатую отделку: грудь и лямки обшивали красной материей, позументом, серебряным шнуром. Подол сарафана укладывали лентами, украшали бисером, пуговками.
Сарафанный комплекс включал в себя: сарафан, рубаху с прямыми паликами или без паликов, пояс, головной убор и кожаную или лыковую обувь. Кроме этого, в холодное время года, женщины (девушки) надевали нагрудную одежду (душегрею, шугай).
Рубаха — часть русского традиционного костюма. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия.
Обязательной частью сарафанного комплекса является пояс. Отличается пояс яркими цветами и растительным орнаментом с с бахромой или кистями на краях.
Головные уборы отличались большим разнообразием. Особым способом завязанные на голове яркие шали с кистями имеют названия «кочаток», «повойник», «кукошник». Но самым распространённым также является платок. Их носили как женщины, так и девушки. Женщины носили платок на затылке, тщательно убрав волосы, а девушки завязывали спереди или сложив в широкую полосу под косой. Девушки также носили жёсткий обруч или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лентами и не закрывали темени.