Благодаря играм и игрушкам передаются из поколения в поколение необходимые знания, навыки и умения будущим охотникам, рыболовам, оленеводам, будущим хозяйкам — хранительницам домашнего очага.
В традиционной семье обских угров к игрушкам относились очень серьезно. С самых ранних лет ханты приучали детей самостоятельно делать игрушки. Мастеря что-либо, ребенок осмысляет назначение и осваивает технологию изготовления заинтересовавшего его предмета, а в игре учится пользоваться сделанной вещью. В изготовлении их используется природный материал. Это глина, береста, дерево, кожа, мех. Игрушками детей могли быть косточки рыб, птиц, животных, зверюшек, их головы, лапы, перья. Шкуры, хвосты, уши, клювы. Среди игрушек всегда есть куски сетей, старые капканы, части ловушек для охоты и рыболовства.
Для маленьких детей делали погремушки из бересты, птичьих пузырей боровой дичи. Внутрь пузыря клали дробинки или камушки. Погремушки подвязывали к люльке ребёнка. Считалось, что колокольчики, бубенчики и погремушки отпугивают злых духов. Кроме этого, по звону колокольчика или погремушки родители определяли, где находится ребёнок, чем занимается.
Игрушки мальчика-охотника: лук и стрелы, капканы, ловушки. Игрушками мальчика-оленевода были тынзян (веревка, плетенная из оленьей кожи), черёмуховые кольца, нарты. Игрушки мальчика-рыболова — это мордушка, сеть, лодка-обласок, весло.
Такое разделение игрушек давало возможность детям с раннего детства узнать, каким промыслом занимаются отец и старшие братья.
Первой игрушкой каждой мансийской и хантыйской девочки становилась кукла — акань, которую для нее шила мама или бабушка. Изготовить такую куклу было совсем просто: туловище представляет свернутый жгут из лоскута, к нему пришита широкая юбка с несколькими полосками, а на голове — косички из ниток и платок. Черты лица у кукол не изображались. Считалось, что они могут оживить куклу и сделать её для человека опасной. Игрушкой считалась только безликая кукла, которая не могла навредить ребёнку. Если изготавливали куклу-мужчину (акань ики) — одежду шили короче, а к туловищу прикрепляли кусочек сукна, разрезанный снизу надвое, имитируя ноги. На голове не забывали прикрепить косички, т. к. по традиции мужчины тоже носили косы, скрепляя их бисерными накостниками.
Наблюдая, как шьют бабушка или мама акань, девочка сама бралась за иголку, и на свет появлялась целая кукольная семья — кукла-мать, кукла-отец, старшие братья и сестры, малыши — совсем, как в собственной семье. При этом девочка шаг за шагом осваивала науку шитья: вначале платья акань украшала простыми полосками, а потом хотелось сшить узоры сложнее, в ход шли обрезки меха или пестрые шкурки с утиных головок. У каждой девочки есть куклы женского и мужского пола, куклы-дети. Они отличаются лишь одеждой.
В играх изображается жизнь, трудовая деятельность и досуг всех членов семьи. Чаще всего, кукла — это дочка, а сама девочка — мама. Она ее кормит, укладывает спать, качает в игрушечной колыбельке, гуляет с нею, воспитывает, шьет ей одежду. Ухаживая за куклой-дочкой, девочка познает традиции ухода за ребенком в своей хантыйской семье. Часто куклы олицетворяются с обычными людьми, живут своей жизнью. Они спят, едят, ходят на охоту и рыбалку, поют песни, ездят друг к другу в гости, исполняют ритуалы.
Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и кукольное хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна, кости животных и т. д.). Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения порсы — муки из сушеной рыбы. Дедушка, отец или старший брат вырезали из дерева маленькую колыбель, блюда, половники, корытца. Этого было достаточно для того, чтобы дочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.