Кукла, которая представлена в экспозиции, является самодельной. Сшита из белой хлопчатобумажной ткани и набита ватой. Лицо раскрашено. К голове пришиты волосы из ниток, которые заплетены в тугую косу и повязаны белой косынкой. Кукла-крестьянка одета в сарафан из черного сатина, белую хлопчатобумажную блузку с длинными рукавами и белый передник овальной формы. Края косынки, рукава и передник отделаны узким белым кружевом. На ногах чулки, которые сшиты из трикотажа розового оттенка, и полусапожки из черного дерматина.
Русская тряпичная кукла — родом из семьи народных игрушек, ее история уходит корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы использовались для создания игрушек. Задача куклы была не только в игре, но и в защите ребенка. Согласно поверьям, она охраняла детский сон и оберегала от злых сил.
Кукол изготавливали с разной целью, поэтому можно выделить несколько их видов: игровые куклы, обрядовые, куклы-обереги. Согласно названию, обрядовые куклы использовали для разного вида обрядов: земледельческих, свадебных или праздничных. Обереги делали из золы, кусочков ткани и березовых веток. Главным правилом в их изготовлении было отсутствие инструментов. Создавали таких кукол для определенного человека или семьи.
Традиционные куклы имели свои характеристики. Чаще всего у них отсутствовали черты лица, в редких случаях их рисовали угольками. Народная тряпичная кукла делалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна, с использованием разноцветных лент. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками. Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло повредить изделие.
Со временем кукла, помимо священного символа и игрушки, стала приобретать статус дорогого подарка и атрибута интерьера. В XIX веке у игровых кукол начали рисовать лица, чаще всего они имели женские черты.