Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Югорское наследие»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Кумыш шаманский

Время создания
ХХ век
Место создания
Западная Сибирь
Размер
длина – 130 см, ширина подола – 120 см, ширина в плечах – 52 см, длина рукава – 51 см
Техника
мех, шитье
0
Открыть в приложении
#1

У северных народов глухая меховая одежда, не имеющая разреза спереди, была трех видов: малица, гусь (кумыш) и парка. Первую носили мохом к телу, а гусь и парку — мехом наружу. Парка была нарядной одеждой, а кумыш надевали в дорогу поверх малицы.


Зимнюю одежду шили из шкур, а для теплого времени года — из тканей, последнюю носили и поверх зимней. Использовались главным образом шкуры оленей, но немалую роль в прошлом играли и птичьи шкурки, особенно в детской одежде.


Кумыш из шкур — это дорожная одежда мужчин, более длинная, чем малица и сак, поверх которых она надевалась. Малолетние мальчики носили кумыш зимой не только в дорогу. Кумыш шили из зимних шкур оленя с длинным ворсом, обращенным наружу, а детские экземпляры — и из более тонких шкур, например, жеребенка. Повседневный кумыш был из темных шкур, а нарядный — из белых. Часто изделия были скомбинированы, например, спинка ниже пояса из темной, а выше — из белой шкуры; или у белого кумыша вшивали темную полосу между станом и опушкой; последнюю стремились сделать белой. По покрою все встреченные кумыши относятся к одному типу с вариантами. При общей основе есть и вариантные различия в форме вставки на груди и способе создания затылочной части капюшона: иногда она пришивная, но чаще выкроена вместе со спинкой. 


В детских экземплярах она из шкуры головы олененка, на которой яркой тканыо зашиты глазные отверстия и пришиты «уши»— полоски шкуры и сукна. Здесь же иногда нашита полоска сукна, украшенная бисером или другими материалами. Опушка капюшона — из шкуры с длинным ворсом, внутрь нее для сохранения формы вложена полоска кожи. На спинке продольными или поперечными рядами нашита бахрома из полосок яркого сукна; суконные обшлага иногда украшены аппликацией из ткани или мозаикой из камусов.

#2

В роли посредника между людьми и духами выступал особенный человек — шаман. Шаман, по определению, призван выполнять множество самых разных функций. Он и доктор, поскольку к нему обращаются в случае болезни или полученных травм, он и предсказатель погоды, ему открыто будущее. Кроме того, он еще и специалист в различных видах магических практик: например, в охотничьей или любовной, а также может найти потерявшиеся вещи или людей, раскрыть убийство или, если это нужно, сам сразить врага на расстоянии. При помощи специального действа — камлания — шаман входил в транс и разговаривал с духами. 


Хантыйский шаман занимался охотой, рыбной ловлей и вообще обеспечивал полностью себя сам. Никаких привилегий: на медвежий праздник или на похороны — наряду с другими, а после камлания получал лишь небольшой подарок в виде кисета, рубахи, трубки. 


Шаманы с бубнами в обществе хантов были менее заметными фигурами, чем у других народов, и это еще одна особенность хантыйской культуры.


В традиционном обществе ханты и манси лица, исполняющие религиозные функции, имели  отличительные знаки на одежде: либо детали, не свойственные одежде рядовых общинников, либо отдельные части особого костюма, но полного ритуального костюма не было.


Кумыш шаманский из экспозиции «Югорское наследие» типовая мужская одежда,  в виде длинной цельной глухой рубахи с капюшоном, из оленьей шкуры, мехом наружу. Стан спереди сшит из полос разного цвета — темно-коричневого и светло-коричневого цвета путем чередования. Стан сзади — цельной шкуры, часть шкуры уходит и на капюшон. Низ подола и край капюшона обшиты широкой полосой белой оленьей шкуры. Рукава длинные прямые, манжет зауживает их, он обшит красной тканью. Капюшон затягивается цветной оранжевой полосой ткани. Сзади на левом плече сверху пришит один конец ленты и металлический колокольчик, под рукавом концы синей и красной лент ткани. Сзади на правом плече сверху пришито по одному концу синей ленты и желтой тесьмы, под рукавом один конец красной полосы ткани, на манжет привязана красная завязка. На поясе сзади с двух сторон пришито по одному концу белой и красной полоски ткани. 

Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Кумыш шаманский

Время создания
ХХ век
Место создания
Западная Сибирь
Размер
длина – 130 см, ширина подола – 120 см, ширина в плечах – 52 см, длина рукава – 51 см
Техника
мех, шитье
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%