Ладью-однодеревку нашли летом 2001 года на берегу реки Десны, недалеко от села Вщиж. В XIII веке на этом месте располагался город с таким же названием. Ладья пролежала под обрывом несколько столетий, за это время ее корпус почти полностью покрылся песком и дерном. Левый борт и корма лодки не сохранились.
Ладья-однодеревка
Время создания
XIII век
Размер
880x125 см
Техника
Дерево, долбление, обжиг, ручная обработка
Коллекция
Выставка
6
Открыть в приложении#1
Ладья-однодеревка
#2
#3
Судна-однодеревки в древности делали из цельных стволов, длина которых достигала 20 метров, а ширина — 3 метров. Сердцевину ствола выдалбливали, а борта обжигали изнутри. Затем внутрь ладьи наливали воду и бросали раскаленные на огне камни. Когда древесина распаривалась от тепла и влаги, борта раздвигали поперечными распорками, чтобы будущее судно было шире.
Для прочности внутри корпуса набивали деревянные ребра-шпангоуты, которые не позволяли бортам сойтись. Из-за этого форма судна в разных местах менялась: у носа и кормы борта сохраняли очертания древесного ствола и слегка загибались внутрь, затем поднимались почти вертикально, а у центра лодки наклонялись наружу.
#9
Ладья-однодеревка (фрагмент)
#4
Длина сохранившейся части вщижской ладьи составляла 8,8 метра, ширина — 1,25 метра. Ее изготовили из дубового ствола. Корпус изнутри укрепили гнутыми шпангоутами. На борту сохранились несколько дубовых гвоздей-сторожек, вбитых на равном расстоянии друг от друга. Их использовали для того, чтобы проверять толщину бортов при выдалбливании: по всей длине судна ее оставляли одинаковой.
#5
Ученые обнаружили в корпусе ладьи несколько отверстий разной формы и величины. Часть из них располагалась в ряд под кромкой борта: вероятно, в этих местах крепились уключины для весел. Судя по их количеству, лодкой управляли шесть пар гребцов. Еще шесть круглых отверстий обнаружили в ее носовой части. По разным версиям, к ним могли крепиться либо уключина для рулевого весла, либо растяжки для мачты, если лодка ходила под парусом.
#6
Ближе к концам ладьи днище слегка сужалось и приподнималось. Корма, вероятно, была той же формы, что и нос, а рулевое весло можно было устанавливать на любом конце. Такая конструкция позволяла не разворачивать судно: из-за большой длины его опасно было ставить боком к течению. На однодеревке могли поместиться до 16 человек, включая гребцов, кормчего и впередсмотрящего. Ладья была быстроходной и выдерживала на борту большой груз. Ученые предположили, что в древности ее использовали в торговых или военных целях.
#8
Ладья-однодеревка (фрагмент)
#7
Прежде чем ладья попала в экспозицию Брянского краеведческого музея, ее несколько месяцев просушивали, затем укрепили места соединения фрагментов деревянными штифтами и обработали защитным составом.
#10
ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Ладья-однодеревка
Время создания
XIII век
Размер
880x125 см
Техника
Дерево, долбление, обжиг, ручная обработка
Коллекция
Выставка
6

Открыть в приложении
Поделиться