Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Брянские древности»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Ладья-однодеревка

Время создания
XIII век
Размер
880x125 см
Техника
Дерево, долбление, обжиг, ручная обработка
6
Открыть в приложении
#1
Ладья-однодеревка
#2
Ладью-однодеревку нашли летом 2001 года на берегу реки Десны, недалеко от села Вщиж. В XIII веке на этом месте располагался город с таким же названием. Ладья пролежала под обрывом несколько столетий, за это время ее корпус почти полностью покрылся песком и дерном. Левый борт и корма лодки не сохранились.
#3
Судна-однодеревки в древности делали из цельных стволов, длина которых достигала 20 метров, а ширина — 3 метров. Сердцевину ствола выдалбливали, а борта обжигали изнутри. Затем внутрь ладьи наливали воду и бросали раскаленные на огне камни. Когда древесина распаривалась от тепла и влаги, борта раздвигали поперечными распорками, чтобы будущее судно было шире.

Для прочности внутри корпуса набивали деревянные ребра-шпангоуты, которые не позволяли бортам сойтись. Из-за этого форма судна в разных местах менялась: у носа и кормы борта сохраняли очертания древесного ствола и слегка загибались внутрь, затем поднимались почти вертикально, а у центра лодки наклонялись наружу.
#9
Ладья-однодеревка (фрагмент)
#4
Длина сохранившейся части вщижской ладьи составляла 8,8 метра, ширина — 1,25 метра. Ее изготовили из дубового ствола. Корпус изнутри укрепили гнутыми шпангоутами. На борту сохранились несколько дубовых гвоздей-сторожек, вбитых на равном расстоянии друг от друга. Их использовали для того, чтобы проверять толщину бортов при выдалбливании: по всей длине судна ее оставляли одинаковой.
#5
Ученые обнаружили в корпусе ладьи несколько отверстий разной формы и величины. Часть из них располагалась в ряд под кромкой борта: вероятно, в этих местах крепились уключины для весел. Судя по их количеству, лодкой управляли шесть пар гребцов. Еще шесть круглых отверстий обнаружили в ее носовой части. По разным версиям, к ним могли крепиться либо уключина для рулевого весла, либо растяжки для мачты, если лодка ходила под парусом.
#6
Ближе к концам ладьи днище слегка сужалось и приподнималось. Корма, вероятно, была той же формы, что и нос, а рулевое весло можно было устанавливать на любом конце. Такая конструкция позволяла не разворачивать судно: из-за большой длины его опасно было ставить боком к течению. На однодеревке могли поместиться до 16 человек, включая гребцов, кормчего и впередсмотрящего. Ладья была быстроходной и выдерживала на борту большой груз. Ученые предположили, что в древности ее использовали в торговых или военных целях.
#8
Ладья-однодеревка (фрагмент)
#7
Прежде чем ладья попала в экспозицию Брянского краеведческого музея, ее несколько месяцев просушивали, затем укрепили места соединения фрагментов деревянными штифтами и обработали защитным составом.
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Ладья-однодеревка

Время создания
XIII век
Размер
880x125 см
Техника
Дерево, долбление, обжиг, ручная обработка
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%