Культ водоплавающих птиц был распространен у многих народов на территории Западной Сибири. История их почитания насчитывает не одно тысячелетие. На формирование этого культа повлияло представление древних жителей Сибири о мироустройстве. Обские угры — так называли народы ханты и манси — считали, что мироздание трехуровневое. Каждое животное обитало на своем ярусе, и только водоплавающим птицам были доступны все три этажа: небо верхнего мира, земная твердь среднего и водная гладь нижнего. Так зародилась идея о посреднической роли птиц между мирами.
Водоплавающие птицы появлялись и в древних легендах. Например, у обских угров главным персонажем мифа о зарождении земли была гагара-лули (в других источниках упоминается кулик). Много лет назад птица достала кусочек ила со дна первозданного океана. Этот кусочек рос в длину и в ширину и превратился в сушу. Другая легенда гласила, что утка снесла яйцо и оно стало материками среди древнего океана.
Расцвет культа пришелся на Средневековье: именно тогда птицу чаще всего изображали на нагрудных, поясных и обувных украшениях.
Бронзовые лапчатые подвески на раскопках в Западной Сибири встречаются очень часто, находят их и на территории Нефтеюганского района. Исследователи полагают, что родина таких подвесок — Среднее Прикамье. Прототипы этих украшений появились еще до нашей эры.
Сейчас средневековая мелкая металлопластика встречается в качестве культовых атрибутов в домашних святилищах хантов. Ей украшали женские швейные мешки и использовали в качестве оберегов, подвязывая к детским колыбелям.
Изделие, представленное в экспозиции «Югорское наследие», предположительно, было изготовлено в Прикамье в X–XV веке, а в Нефтеюганском районе оказалось в результате меновой торговли. Предмет обнаружили на территории, прилегающей к реке Большой Балык, во время археологической экспедиции Центра по охране и использованию историко-культурного наследия. В 1997 году «лапку» передали на хранение в Нефтеюганский краеведческий музей (ныне Музей реки Обь).
Бронзовая подвеска представляет собой изображение лапки водоплавающей птицы. Внешняя поверхность украшена рельефным узором. Вверху — отверстие для подвешивания на одежду и ложные косы.
Водоплавающие птицы появлялись и в древних легендах. Например, у обских угров главным персонажем мифа о зарождении земли была гагара-лули (в других источниках упоминается кулик). Много лет назад птица достала кусочек ила со дна первозданного океана. Этот кусочек рос в длину и в ширину и превратился в сушу. Другая легенда гласила, что утка снесла яйцо и оно стало материками среди древнего океана.
Расцвет культа пришелся на Средневековье: именно тогда птицу чаще всего изображали на нагрудных, поясных и обувных украшениях.
Бронзовые лапчатые подвески на раскопках в Западной Сибири встречаются очень часто, находят их и на территории Нефтеюганского района. Исследователи полагают, что родина таких подвесок — Среднее Прикамье. Прототипы этих украшений появились еще до нашей эры.
Сейчас средневековая мелкая металлопластика встречается в качестве культовых атрибутов в домашних святилищах хантов. Ей украшали женские швейные мешки и использовали в качестве оберегов, подвязывая к детским колыбелям.
Изделие, представленное в экспозиции «Югорское наследие», предположительно, было изготовлено в Прикамье в X–XV веке, а в Нефтеюганском районе оказалось в результате меновой торговли. Предмет обнаружили на территории, прилегающей к реке Большой Балык, во время археологической экспедиции Центра по охране и использованию историко-культурного наследия. В 1997 году «лапку» передали на хранение в Нефтеюганский краеведческий музей (ныне Музей реки Обь).
Бронзовая подвеска представляет собой изображение лапки водоплавающей птицы. Внешняя поверхность украшена рельефным узором. Вверху — отверстие для подвешивания на одежду и ложные косы.