Долбленкой, или однодеревкой, называли лодку, изготовленную из цельного древесного ствола. Его середину выдалбливали — отсюда и произошло название судна.
Такие лодки считаются одним из самых ранних средств для передвижения по воде. Они мало весили, были удобны на речных перекатах и спокойной озерной воде. Самую древнюю долбленку в мире обнаружили в 1955 году в Нидерландах, неподалеку от поселка Пессе. Ее предположительно изготовили между VIII и VII веками до нашей эры. А самую раннюю деталь такого судна нашли в Старой Ладоге — это была деревянная лодочная скамья середины VIII века.
На протяжении столетий многие мастера-лодочники хранили в тайне особенности своей работы. Их передавали только доверенным ученикам и только устно, никаких записей не велось. Но в северной части России, особенно у коренных народов Сибири, такое ремесло было распространено шире, чем в центральных регионах.
Традиционная югорская лодка-долбленка называлась облас. Изготавливали ее индивидуально для каждого владельца, с учетом его собственного веса, роста, целей, для которых он планировал пользоваться лодкой. Длину обласа на одного гребца измеряли двумя размахами его рук.
Дерево для будущей лодки заготавливали в мае. Стволы по возможности выбирали слегка изогнутые — их выпуклая сторона потом становилась днищем. Лучшими материалами для долбленок считались осина, кедр и тополь. Ствол очищали от коры, затем выдалбливали или выжигали сердцевину. При этом мастер следил, чтобы толщина бортов оставалась везде равномерной. Для этого снаружи сверлили отверстия нужной глубины и вставляли в них деревянные шпеньки, у которых одна сторона была окрашена. Древесину вынимали изнутри до тех пор, пока цветной конец шпенька не становился из-под нее виден. Всю работу выполняли в тени, чтобы будущий корпус не пересох на солнце и не треснул.
Чтобы развести борта долбленки, их распаривали, а затем вставляли между ними деревянные распорки. Корпус покрывали древесной смолой или природным битумом, чтобы он не пропускал воду и стал более прочным.
Такие лодки считаются одним из самых ранних средств для передвижения по воде. Они мало весили, были удобны на речных перекатах и спокойной озерной воде. Самую древнюю долбленку в мире обнаружили в 1955 году в Нидерландах, неподалеку от поселка Пессе. Ее предположительно изготовили между VIII и VII веками до нашей эры. А самую раннюю деталь такого судна нашли в Старой Ладоге — это была деревянная лодочная скамья середины VIII века.
На протяжении столетий многие мастера-лодочники хранили в тайне особенности своей работы. Их передавали только доверенным ученикам и только устно, никаких записей не велось. Но в северной части России, особенно у коренных народов Сибири, такое ремесло было распространено шире, чем в центральных регионах.
Традиционная югорская лодка-долбленка называлась облас. Изготавливали ее индивидуально для каждого владельца, с учетом его собственного веса, роста, целей, для которых он планировал пользоваться лодкой. Длину обласа на одного гребца измеряли двумя размахами его рук.
Дерево для будущей лодки заготавливали в мае. Стволы по возможности выбирали слегка изогнутые — их выпуклая сторона потом становилась днищем. Лучшими материалами для долбленок считались осина, кедр и тополь. Ствол очищали от коры, затем выдалбливали или выжигали сердцевину. При этом мастер следил, чтобы толщина бортов оставалась везде равномерной. Для этого снаружи сверлили отверстия нужной глубины и вставляли в них деревянные шпеньки, у которых одна сторона была окрашена. Древесину вынимали изнутри до тех пор, пока цветной конец шпенька не становился из-под нее виден. Всю работу выполняли в тени, чтобы будущий корпус не пересох на солнце и не треснул.
Чтобы развести борта долбленки, их распаривали, а затем вставляли между ними деревянные распорки. Корпус покрывали древесной смолой или природным битумом, чтобы он не пропускал воду и стал более прочным.