Колокольня на городской Соборной площади появилась в то время, когда Каргополь восстанавливался после пожара 26 июля 1765 года. По указу императрицы Екатерины II город отстраивали по регулярному плану — в отличие от ландшафтной планировки, где учитывался рельеф местности, регулярный план предполагал заранее продуманные улицы с выверенной геометрией.
В возведении колокольни участвовали несколько подрядчиков, все они были каргопольцами. Кирпичи изготовили работники купца 2-й гильдии Александра Маркова. Подряд на саму постройку исполнили Василий Кережин и Федор Шушерин. Лепниной и резными деталями занимались мещанин Иван Голодов и его родной брат крестьянин Михаил Голодов.
Модель колокольни упоминается в документах XVIII века. На последнем этапе строительства губернатор поручил городовому магистрату «нанять хороших штукатуров, чтоб они как штукатурную, так и лепную работу против данного плана и сделанной модели исправили» (городовыми магистратами назывались старинные учреждения, которые выполняли административно-полицейские функции: занимались налогами, пошлинами, законностью торговли, судебными и многими другими вопросами).
К сожалению, сегодня неизвестно, были ли бумажные чертежи колокольни. А вот модель стояла в городовом магистрате: в его архивных документах есть информация, что она находилась в здании учреждения. Но в музей макет поступил уже из Каргопольской городской думы в 1920-е годы: видимо, он оказался там после того, как магистрат упразднили.
Макет мог появиться одновременно с планом города. В целом он соответствует построенной колокольне и, по-видимому, сам по себе был ее архитектурным проектом. Хотя часть декоративных деталей на модели упрощена.
Основание колокольни сделано в виде квадрата. Строение включает три яруса, которые венчает высокий шпиль. Первый ярус украшен прямоугольными полуколоннами. Второй — круглыми колоннами. Третий — пилястрами, специальными выступами из стены, которые только имитируют колонну. Как на модели, так и на колокольне, они расположены попарно со стороны внешних углов.
Колонны на реальной колокольне завершаются разными капителями (так называется верхняя часть колонны). На каждом ярусе там свой ордер. Ордер — это порядок украшения, принятый еще в античности. Различают три классических типа: дорический, ионический и коринфский, они отличаются пропорциями и стилизованными элементами. Но на модели колокольни, к сожалению, ордеры не показаны.
Зато другие детали, например вазоны и херувимы, изначально были сделаны именно на модели, они служили образцом для работы. На них при строительстве обращалось особое внимание:
В возведении колокольни участвовали несколько подрядчиков, все они были каргопольцами. Кирпичи изготовили работники купца 2-й гильдии Александра Маркова. Подряд на саму постройку исполнили Василий Кережин и Федор Шушерин. Лепниной и резными деталями занимались мещанин Иван Голодов и его родной брат крестьянин Михаил Голодов.
Модель колокольни упоминается в документах XVIII века. На последнем этапе строительства губернатор поручил городовому магистрату «нанять хороших штукатуров, чтоб они как штукатурную, так и лепную работу против данного плана и сделанной модели исправили» (городовыми магистратами назывались старинные учреждения, которые выполняли административно-полицейские функции: занимались налогами, пошлинами, законностью торговли, судебными и многими другими вопросами).
К сожалению, сегодня неизвестно, были ли бумажные чертежи колокольни. А вот модель стояла в городовом магистрате: в его архивных документах есть информация, что она находилась в здании учреждения. Но в музей макет поступил уже из Каргопольской городской думы в 1920-е годы: видимо, он оказался там после того, как магистрат упразднили.
Макет мог появиться одновременно с планом города. В целом он соответствует построенной колокольне и, по-видимому, сам по себе был ее архитектурным проектом. Хотя часть декоративных деталей на модели упрощена.
Основание колокольни сделано в виде квадрата. Строение включает три яруса, которые венчает высокий шпиль. Первый ярус украшен прямоугольными полуколоннами. Второй — круглыми колоннами. Третий — пилястрами, специальными выступами из стены, которые только имитируют колонну. Как на модели, так и на колокольне, они расположены попарно со стороны внешних углов.
Колонны на реальной колокольне завершаются разными капителями (так называется верхняя часть колонны). На каждом ярусе там свой ордер. Ордер — это порядок украшения, принятый еще в античности. Различают три классических типа: дорический, ионический и коринфский, они отличаются пропорциями и стилизованными элементами. Но на модели колокольни, к сожалению, ордеры не показаны.
Зато другие детали, например вазоны и херувимы, изначально были сделаны именно на модели, они служили образцом для работы. На них при строительстве обращалось особое внимание: