Традиционное занятие для коренного населения Минусинской котловины, хакасов, — полукочевое скотоводство. Поэтому среди хакасов было много пастухов.
Манекен пастуха, который хранится в музее, и еще 12 экспонатов создали в 1891 году. Их лица — это гипсовые слепки с лиц живых людей, представителей коренного населения Минусинского округа.
Пастух одет в национальную рубаху, подпоясан кушаком, на ногах — штаны и сапоги. За пояс заткнута плеть для погона скота, хамчы.
Покрой мужской рубахи напоминал женское платье, но ее делали намного короче, а посередине спины не вставляли клинья. Поясная одежда состояла из нижних и верхних штанов. Хакасы шили повседневную одежду из местной материи или хлопчатобумажных тканей фабричного производства. Праздничная одежда была шелковой. Для одежды выбирали красные, синие, зеленые, коричневые, черные ткани и оттенок бордо. Желтый цвет хакасы не любили: он символизировал духов малярии и желтухи.
Хакасы разводили лошадей, крупный рогатый скот и овец, поэтому называли себя трехстадным народом. Табуны и стада говорили о богатстве своего хозяина и определяли его статус.
Скотоводство давало населению мясо, молоко и молочные продукты, а также сырье для одежды и предметов домашнего быта.
Из молока готовили около 40 блюд, они составляли основной летний рацион хакасов. Например, из лошадиного молока делали сыры, простоквашу, тарак и самый распространенный вплоть до ХIX века напиток — кумыс. А баранина была любимым национальным блюдом.
Из овечьей шерсти шили зимнюю одежду и войлок, который широко использовали в быту. С помощью конских волос изготавливали охотничьи и рыболовные снасти, струны музыкальных инструментов и арканы.
Среди животных, которых разводили хакасы, лошадей любили особенно. В национальном фольклоре они всегда выступали верными друзьями и помощниками хозяина. На них ездили верхом, с их помощью перевозили грузы. Поэтому им был положен особый уход.
В конце апреля — начале мая, до наступления зноя, лошадей обрабатывали: обрезали гривы и хвосты, ставили тавро, а молодых жеребцов кастрировали. Зимой их содержали на подножном корму, привязывая к специальным кольям, чтобы не ушли в открытую степь.
Лошадей в табуне ловили при помощи лассо (урух) или укрюка (ур агас) в виде длинного ивового шеста с закрепленной на конце петлей. Крупные скотовладельцы — баи — предпочитали разводить коней определенной масти, в хакасском языке было около 90 названий для их оттенков. Клички лошадям тоже давали по масти: белолобый — хасха, рыжий — позырах — и другие.
Манекен пастуха, который хранится в музее, и еще 12 экспонатов создали в 1891 году. Их лица — это гипсовые слепки с лиц живых людей, представителей коренного населения Минусинского округа.
Пастух одет в национальную рубаху, подпоясан кушаком, на ногах — штаны и сапоги. За пояс заткнута плеть для погона скота, хамчы.
Покрой мужской рубахи напоминал женское платье, но ее делали намного короче, а посередине спины не вставляли клинья. Поясная одежда состояла из нижних и верхних штанов. Хакасы шили повседневную одежду из местной материи или хлопчатобумажных тканей фабричного производства. Праздничная одежда была шелковой. Для одежды выбирали красные, синие, зеленые, коричневые, черные ткани и оттенок бордо. Желтый цвет хакасы не любили: он символизировал духов малярии и желтухи.
Хакасы разводили лошадей, крупный рогатый скот и овец, поэтому называли себя трехстадным народом. Табуны и стада говорили о богатстве своего хозяина и определяли его статус.
Скотоводство давало населению мясо, молоко и молочные продукты, а также сырье для одежды и предметов домашнего быта.
Из молока готовили около 40 блюд, они составляли основной летний рацион хакасов. Например, из лошадиного молока делали сыры, простоквашу, тарак и самый распространенный вплоть до ХIX века напиток — кумыс. А баранина была любимым национальным блюдом.
Из овечьей шерсти шили зимнюю одежду и войлок, который широко использовали в быту. С помощью конских волос изготавливали охотничьи и рыболовные снасти, струны музыкальных инструментов и арканы.
Среди животных, которых разводили хакасы, лошадей любили особенно. В национальном фольклоре они всегда выступали верными друзьями и помощниками хозяина. На них ездили верхом, с их помощью перевозили грузы. Поэтому им был положен особый уход.
В конце апреля — начале мая, до наступления зноя, лошадей обрабатывали: обрезали гривы и хвосты, ставили тавро, а молодых жеребцов кастрировали. Зимой их содержали на подножном корму, привязывая к специальным кольям, чтобы не ушли в открытую степь.
Лошадей в табуне ловили при помощи лассо (урух) или укрюка (ур агас) в виде длинного ивового шеста с закрепленной на конце петлей. Крупные скотовладельцы — баи — предпочитали разводить коней определенной масти, в хакасском языке было около 90 названий для их оттенков. Клички лошадям тоже давали по масти: белолобый — хасха, рыжий — позырах — и другие.