Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Югорское наследие»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Маска, Шкура, Нарс-юх
#13
Каюков А.А.
Маска ритуальная
#14
Медвежий праздник у обских угров — это древний строго регламентированный обряд и одновременно многожанровое представление. Это торжество сопровождало успешную охоту на медведя. В юртах убитого зверя встречали как гостя, одаривали его и «угощали». Затем с него снимали шкуру и разделывали особым образом, мясо варили. Медвежье мясо ели ночью в течение всего праздника, который мог длиться до нескольких дней. В промежутках между приемами пищи ханты устраивали танцы, игры и песни. Шкуру сворачивали таким образом, чтобы задние лапы заворачивались вовнутрь, а голова лежала между передними лапами, то есть укладывали в «жертвенную позу». Затем кости и череп хоронили особым образом: считалось, что медведь мог возродиться. А шкуру, морду, лапы и губы хранили как священные.

Присутствующие на празднике носили маски. Некоторые исследователи считают, что так участники обрядов стремились придать себе медведеподобный облик, подчеркнуть, что люди и медведи — одно целое. По другой версии, охотники с помощью масок пытались скрыть свои лица, чтобы избежать наказания за убийство и поедание мяса священного животного. Театрализованные представления разыгрывали исключительно мужчины, даже если исполняли женские роли.

С конца XIX века по настоящее время ритуальные маски делают преимущественно из бересты. Однако сохранились свидетельства того, что раньше их вырезали из дерева. Береста — не самый подходящий материал для подобных атрибутов, она быстро приходит в негодность. Но при этом она доступна: если маска ломалась, то ее легко заменяли новой. Технология изготовления ритуальных масок была схожа у всех групп хантов, они различались только мелкими деталями и декором.

Маска из фондов музейного комплекса выполнена из единой пластины бересты, причем белую поверхность развернули вовнутрь. В маске прорезаны отверстия для глаз. Брови изготовлены из меха оленя и приклеены ворсом вверх. Отверстие для носа прикрыли берестяным треугольником, который закрепили сухожильными нитями. В нижней части маски мастер сформировал подбородок. Также сухожильными нитями он пришил и «бороду» из меха ондатры серо-коричневого цвета.
#12
Полное наименование: Маска «медвежья» ритуальная
Автор: Каюков Анатолий Александрович
Дата создания: 2006 год
Техника: деревообработка, шитье ручное
Место создания: Нефтеюганский район
Размеры: 29×21×6 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#15
Ярыгин Л.М., Синицын В.В.
Ритуальная шкура медведя
#16
Медведь — особое животное в культуре Севера. Ханты считают его лесным человеком, верят, что он обладает даром предвидения, понимает человеческую речь, и поэтому, говоря о медведе, используют подставные имена. В случае, если человеку нужно произнести какую-либо клятву, делает он это на шкуре медведя. Такая клятва считается наиболее обязывающей.

Центральный обряд культа медведя — медвежий праздник. Это целый комплекс ритуалов — от охоты на медведя до его разделывания. Отдельные семьи юганской группы хантов верят в свою принадлежность к «роду медведя», поэтому почтительное отношение к зверю сохраняется и сегодня.

Праздник у хантов начинается с нанесения зарубок на стволы кедра после удачной охоты на медведя. Отметины зачастую изображают медведя в жертвенной позе. Жертвенным называют то положение, в котором голова животного находится между лапами.

В юртах все жители выходят встречать медведя, кланяются ему от трех до семи раз. При приветствии называют «младшим братишкой-сестренкой» — связано это с тем, что пол зверя определяется только во время разделки. На живот зверя кладут кедровые иголки, которые символизируют завязки на шубе. Шкуру разрезают вместе с хвоинками со словами: «Если тебе жарко, мы развяжем завязки на халате». Во время разделки туши запрещается дробить кости, их отделяют по суставам. Голову оставляют вместе со шкурой и лапами. Ее укладывают в берестяной сосуд в жертвенной позе. Место, где разделывают шкуру, прикрывают ветками, чтобы не привлечь злых духов.

Мясо медведя никогда не заготавливают впрок, а съедают во время медвежьего праздника. Есть его могут только люди — собак им не кормят, в отличие от мяса других животных. Медвежью кровь не пьют. Части тела ритуального медведя не называют вслух, для этого используют заменяющие слова, например «котлом» называют голову животного, а «звездами» — глаза.

Медвежьи пляски проводят в доме охотника, добывшего зверя. Ритуал сопровождается извинениями за убийство, часто перекладывают вину на «русское оружие». Несколько дней длятся театрализованные представления с музыкой, пением, танцами, переодеванием в костюмы. Обязательным атрибутом праздника считаются берестяные маски, которые надевают во время исполнения сценок и танцев. Они необходимы для того, чтобы скрыть от самого медведя лица охотников и тех, кто ел мясо «прародителя».

Голову медведя из фондов музейного комплекса изготовили из невыделанной шкуры. Ее приобрели во время командировки научных сотрудников Музея реки Обь в поселок Лемпино.
#3
Полное наименование: Ритуальная шкура медведя
Автор: Ярыгин Лев Михайлович, Синицын Валерий Владимирович
Дата создания: 2000 год
Техника: таксидермическая обработка
Место создания: город Тюмень
Размеры: длина — 174 см; наибольшая ширина — 188 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#17
Пузин С.К.
Нарс-юх
#18
Нарс-юх — традиционный струнный щипковый инструмент хантов. Его название переводится на русский язык как «играющее дерево». Нарс-юх также называют лодкой из-за схожести форм.

Инструмент изготавливали обычно из ели или осины. Верхняя крышка к корпусу приклеивалась клеем, изготовленным из внутренностей рыб.

Один конец нарс-юха заостряли, на противоположном делали развилку с перекладиной, на которой крепили струны. Их количество варьировалось от трех до пяти. Изначально струны делали из сухожилий или внутренностей оленя. На поверхности инструмента вырезали крестообразное резонаторное отверстие. Сверху также располагались поперечины-подставки, которые поддерживали струны. После подставки струны связывали в узел и крепили у заостренного конца.

В старину нарс-юх считался исключительно мужским инструментом. При игре его держали на коленях в горизонтальном положении, слегка наклонив. Принцип игры схож с игрой на русском инструменте — гуслях. Одной рукой музыкант защипывал струны, второй — тонировал звуки. Для этого он прижимал пальцы к определенным участкам инструмента. Длина струны при этом уменьшалась, благодаря чему менялся звук.

Под аккомпанемент нарс-юха исполняли песни, которые рассказывали о событиях из жизни духов, о подвигах легендарных богатырей. На этом музыкальном инструменте играли во время Медвежьего праздника — одного из главных торжеств у хантов. Нарс-юх использовался и в качестве шаманского атрибута при камлании — так называют обряд, во время которого шаман общается с духами. Шаманы никогда не продавали свой нарс-юх. Ханты верили, что, если человек продает инструмент, он продает душу.

В экспозиции «Югорское наследие» в витрине «Медвежий праздник» хранится нарс-юх, который изготовили в 1993 году. Тогда же его передали в Музей реки Обь. Современный нарс-юх отличается от тех, на которых играли в старину. В нем вырезано круглое резонаторное отверстие, а не крестовое, развилки на корпусе нет, а вместо струн из сухожилий — обычные металлические. Такие инструменты используют не только коренные жители Нефтеюганского района, но и ансамбли этнической музыки.
#6
Полное наименование: Нарс-юх
Автор: Пузин Семен Кузьмич
Дата создания: 1993 год
Техника: деревообработка, столярные работы
Место создания: Город Ханты-Мансийск
Размеры: 88×16,5×7 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Маска, Шкура, Нарс-юх

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%