Морской хронометр — прецизионный прибор времени (механические часы особой точности), который служит эталоном времени на кораблях и подводных лодках. По нему сверяют все остальные корабельные часы. Также морской хронометр используют в качестве резервного навигационного средства (с применением компаса и секстана) при отказе всех остальных средств. Используется для определения долготы путём сравнения среднего времени по Гринвичу и времени в текущем местоположении корабля, полученного из наблюдений за небесными телами. Ежедневно корабельная служба времени проверяет их работу и вносит все показания в специальный журнал, все погрешности будут учтены в случае необходимости вычисления координат корабля для отправки сигнала бедствия.
Морской хронометр «6МХ»
диаметр циферблата – 12 см
Изобретение морского хронометра сохранило неисчислимое количество человеческих жизней и спасло миллиардные ценности, которые утрачивались из-за кораблекрушений, происходивших по причине плохой ориентировки. Первый морской хронометр был сконструирован в XVIII веке выдающимся английским часовщиком Джоном Гаррисоном, потратившим на это более пятидесяти лет. C XVIII века до наших дней хронометр претерпел существенные изменения: два грузных рычага баланса заменил легкий баланс с цилиндрической спиралью.
Советский морской хронометр «6МХ» сконструирован на основе немецкого унифицированного хронометра Wempe, имевшего производственное обозначение «Type 05». В послевоенное время чертежи и механизмы этого хронометра, полученные в качестве репарации, были существенно доработаны на 1-м Московском часовом заводе им. Кирова. В 1949 г. там открылся цех по производству палубных часов и морских хронометров. Первые хронометры, полностью изготовленные из советских деталей (без использования импортных запчастей), были выпущены в первом квартале 1952 г.
Циферблат с арабской оцифровкой. Секундная стрелка хронометра располагается на отдельном циферблате в нижней части основного циферблата. В верхней части основного циферблата — индикатор завода. Также на циферблате указан порядковый номер самого хронометра № 24020.
Верхний камень оси баланса — алмазный.
Хронометр располагается в круглом корпусе из латуни, который крепится в деревянном футляре хранения на карданный подвес с помощью крепёжных винтов. В витрине футляр хранения вставлен в ещё один футляр с ремнями — транспортировочный. Наличие двух футляров сохраняет детали хронометра от повреждения. От пыли защищает рамка со стеклом, являющаяся частью футляра хранения.
Хронометр принес славу советской часовой промышленности. Его экспортировали во многие страны мира. В 1977 году морские хронометры и палубные часы 1-го Московского часового завода «совершили поход» к Северному полюсу на атомоходе «Арктика» и с честью выдержали испытание. Корабельный хронометр производится до настоящего времени и является обязательным на судах. Обычно хронометр хранится в каюте капитана корабля.
Сборка и выпуск морских хронометров в России в настоящее время продолжается только на одном предприятии.
Морской хронометр «6МХ»
диаметр циферблата – 12 см
