В старину женщины народов ханты и манси не носили шапки. Основным женским убором был платок. В морозные зимы на голову повязывали сразу несколько платков, вкладывая один в другой. На праздники под платок надевали налобную повязку, которую шили из полосы ткани, украшая разноцветным бисером.
Платок был обязательной частью женского костюма. В хантыйской культуре ему приписывали сакральное значение. Его считали символом защиты, оберегом от нечистой силы и подношением духам-покровителям.
Платок фигурирует во многих обрядах народа ханты. Например, во время сватовства родители жениха присылали семье невесты этот головной убор. Он становился символом помолвки, и девушку уже не могли отдать в жены другому. А во время самой свадьбы невесту накрывали двумя платками, если были живы оба ее родителя, и одним, если у нее не было отца или матери.
Соблюдали ханты и обычай избегания: лицо замужней женщины не должны были видеть «чужие» мужчины. Поэтому после свадьбы жена обязательно опускала платок на лицо в присутствии посторонних.
Северные народы, живущие на разных территориях, носили платок по-разному. Например, восточные ханты завязывали его под подбородком, а на Васьюгане (нижний приток Оби) концы убора завязывали сзади, прикрывая лоб до бровей. В помещении, когда женщине не нужно было прятать лицо, она закрепляла платок на затылке.
Пошив платков традиционно был женским ремеслом. В старину для изготовления этого головного убора брали аршин (чуть больше 70 сантиметров) ткани, по краю пришивали кайму. Эта полоса символизировала границу, защищающую женщину от враждебного внешнего мира.
У восточных хантов платок мог быть только четырехугольным, а среди южных и северных обских угров долгое время было принято носить треугольные косынки, украшенные вышивкой.
Платки хантов часто были двухцветными: красно-синими или красно-зелеными. Уборы украшали бисерными подвесками, колокольчиками, бахромой, кистями.
Платок, представленный в экспозиции, был сшит вручную в середине XX века в селе Казым Белоярского района Тюменской области.
Платок был обязательной частью женского костюма. В хантыйской культуре ему приписывали сакральное значение. Его считали символом защиты, оберегом от нечистой силы и подношением духам-покровителям.
Платок фигурирует во многих обрядах народа ханты. Например, во время сватовства родители жениха присылали семье невесты этот головной убор. Он становился символом помолвки, и девушку уже не могли отдать в жены другому. А во время самой свадьбы невесту накрывали двумя платками, если были живы оба ее родителя, и одним, если у нее не было отца или матери.
Соблюдали ханты и обычай избегания: лицо замужней женщины не должны были видеть «чужие» мужчины. Поэтому после свадьбы жена обязательно опускала платок на лицо в присутствии посторонних.
Северные народы, живущие на разных территориях, носили платок по-разному. Например, восточные ханты завязывали его под подбородком, а на Васьюгане (нижний приток Оби) концы убора завязывали сзади, прикрывая лоб до бровей. В помещении, когда женщине не нужно было прятать лицо, она закрепляла платок на затылке.
Пошив платков традиционно был женским ремеслом. В старину для изготовления этого головного убора брали аршин (чуть больше 70 сантиметров) ткани, по краю пришивали кайму. Эта полоса символизировала границу, защищающую женщину от враждебного внешнего мира.
У восточных хантов платок мог быть только четырехугольным, а среди южных и северных обских угров долгое время было принято носить треугольные косынки, украшенные вышивкой.
Платки хантов часто были двухцветными: красно-синими или красно-зелеными. Уборы украшали бисерными подвесками, колокольчиками, бахромой, кистями.
Платок, представленный в экспозиции, был сшит вручную в середине XX века в селе Казым Белоярского района Тюменской области.