В экспозиции представлен традиционный хантыйский женский халат, который создала народный мастер России Аксинья Ерныхова в 2006 году.
Такой халат хантыйские женщины надевают поверх ситцевого платья, чаще всего по праздникам. Его шьют из однотонной гладкой ткани, например, из сатина, как правило бордового цвета. Халат состоит из кокетки, спинки и полок. Кокеткой называют отрезную часть ткани, которую пришивают к спинке, а полками — короткие сужающиеся рукава.
Халат расширяется к низу, воротника у него нет. Сначала каждую деталь будущего изделия расшивают орнаментом и только затем их сшивают вместе. Иногда его дополнительно украшают бисером.
Подол, края и рукава декорируют традиционным орнаментом — узкими полосками из ткани белого и голубого цветов. Его создают в технике аппликации. Простейший геометрический узор — прямая линия, полоса или лента — у народа ханты означает дорогу, жизненный путь.
Подол халата мастерицы также расшивают продольными полосками белого, синего, желтого цвета. Такой узор ханты считают защитой от злых духов, которые приносят беды и болезни из Нижнего мира. По самой кромке подола мелкими стежками, которые видны только с изнанки, пришивают полосу, расшитую бисером.
Орнамент на рукавах, также выполняемый в технике аппликации, согласно древним верованиям, обеспечивает защиту от порчи и сглаза. Ханты считают, что мысли мастерицы будут вшиты в швы и узоры, поэтому женщина во время работы должна думать только о хорошем.
Согласно поверьям хантов, одежду можно надевать, только если орнамент на ней полностью завершен.
Пошив одежды у северных народов считается традиционно женским занятием. Мастерицы, владеющие всеми секретами этого искусства, не пользуются специальными выкройками-шаблонами, трафаретами или линейками. Все детали они могут измерить на глаз.
В старину создание даже одного предмета одежды было долгим и трудоемким занятием: мастерицы обычно работали зимой при скудном освещении. Например, процесс вышивки рубахи или платья мог занять один или даже два года.
Такой халат хантыйские женщины надевают поверх ситцевого платья, чаще всего по праздникам. Его шьют из однотонной гладкой ткани, например, из сатина, как правило бордового цвета. Халат состоит из кокетки, спинки и полок. Кокеткой называют отрезную часть ткани, которую пришивают к спинке, а полками — короткие сужающиеся рукава.
Халат расширяется к низу, воротника у него нет. Сначала каждую деталь будущего изделия расшивают орнаментом и только затем их сшивают вместе. Иногда его дополнительно украшают бисером.
Подол, края и рукава декорируют традиционным орнаментом — узкими полосками из ткани белого и голубого цветов. Его создают в технике аппликации. Простейший геометрический узор — прямая линия, полоса или лента — у народа ханты означает дорогу, жизненный путь.
Подол халата мастерицы также расшивают продольными полосками белого, синего, желтого цвета. Такой узор ханты считают защитой от злых духов, которые приносят беды и болезни из Нижнего мира. По самой кромке подола мелкими стежками, которые видны только с изнанки, пришивают полосу, расшитую бисером.
Орнамент на рукавах, также выполняемый в технике аппликации, согласно древним верованиям, обеспечивает защиту от порчи и сглаза. Ханты считают, что мысли мастерицы будут вшиты в швы и узоры, поэтому женщина во время работы должна думать только о хорошем.
Согласно поверьям хантов, одежду можно надевать, только если орнамент на ней полностью завершен.
Пошив одежды у северных народов считается традиционно женским занятием. Мастерицы, владеющие всеми секретами этого искусства, не пользуются специальными выкройками-шаблонами, трафаретами или линейками. Все детали они могут измерить на глаз.
В старину создание даже одного предмета одежды было долгим и трудоемким занятием: мастерицы обычно работали зимой при скудном освещении. Например, процесс вышивки рубахи или платья мог занять один или даже два года.