Ритуальные рукавицы надевают исполнители сакральных песен-молитв во время священного праздника народа ханты, который называется «Медвежьи игрища». Носят такие рукавицы мужчины, а шьют — женщины, и обязательно «на растущую луну». Орнамент «Медведь», которым украшено это изделие, запрещено наносить на повседневную одежду или бытовую утварь.
Ханты и манси почитают медведя как священное животное и поклоняются ему. У этих народов есть легенда, которая гласит, что когда-то Медведь был сыном верховного Бога Торума. В детстве он жил на небе, но его неудержимо манил мир людей. Торум уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю в человеческом обличье, поручив блюсти порядок и справедливость и не причинять людям зла. Но Медведь нарушил наказ отца, за что и был превращен в зверя.
С тех пор любой хантыйский охотник может убить медведя. Но в этом случае он обязан вернуть великому Торуму бессмертную душу его сына. Для этого нужно провести специальный обряд, который и положил начало «Медвежьим игрищам».
На языке ханты этот праздник называют «пупи як», что дословно переводится как «медвежья пляска». Длительность праздника зависит от пола добытого медведя: если убили самца, то он длится пять дней, а если самку — то четыре.
Ханты верят, что медведь является родственником человека, поэтому в нем заключено такое же количество душ, как в людях: пять у мужчины и четыре у женщины.
Дату игрищ определяют хозяева праздника — охотники, убившие медведя. Они приглашают жителей селения и расположенных рядом стойбищ, а исполнители священных танцев и песен могут приходить без приглашения. Все гости должны принести с собой угощение для медведя.
Церемония обычно начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. Праздник предваряется гаданием на голове убитого медведя. Один из присутствующих задает вопросы о готовящемся ритуале и приподнимает голову. Если она поднимается легко, значит, медведь отвечает «нет», если с трудом, значит, дух согласен. Таким образом, ханты узнают, сколько оленей нужно принести в жертву в ходе праздника и останется ли убитый медведь покровителем семьи.
Каждое утро перед головой зверя поют «песню пробуждения», ему подносят еду, платки, шкурки. Затем ханты проводят несколько обрядов, исполняют ритуальные песни, танцы, разыгрывают сценки. У каждого дня игрищ есть свой сакральный смысл. Например, считается, что в заключительную ночь на праздник приходят великие духи. По окончании каждого дня празднеств медведю поют «песню, укладывающую спать» и набрасывают на голову платок.
Ханты и манси почитают медведя как священное животное и поклоняются ему. У этих народов есть легенда, которая гласит, что когда-то Медведь был сыном верховного Бога Торума. В детстве он жил на небе, но его неудержимо манил мир людей. Торум уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю в человеческом обличье, поручив блюсти порядок и справедливость и не причинять людям зла. Но Медведь нарушил наказ отца, за что и был превращен в зверя.
С тех пор любой хантыйский охотник может убить медведя. Но в этом случае он обязан вернуть великому Торуму бессмертную душу его сына. Для этого нужно провести специальный обряд, который и положил начало «Медвежьим игрищам».
На языке ханты этот праздник называют «пупи як», что дословно переводится как «медвежья пляска». Длительность праздника зависит от пола добытого медведя: если убили самца, то он длится пять дней, а если самку — то четыре.
Ханты верят, что медведь является родственником человека, поэтому в нем заключено такое же количество душ, как в людях: пять у мужчины и четыре у женщины.
Дату игрищ определяют хозяева праздника — охотники, убившие медведя. Они приглашают жителей селения и расположенных рядом стойбищ, а исполнители священных танцев и песен могут приходить без приглашения. Все гости должны принести с собой угощение для медведя.
Церемония обычно начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. Праздник предваряется гаданием на голове убитого медведя. Один из присутствующих задает вопросы о готовящемся ритуале и приподнимает голову. Если она поднимается легко, значит, медведь отвечает «нет», если с трудом, значит, дух согласен. Таким образом, ханты узнают, сколько оленей нужно принести в жертву в ходе праздника и останется ли убитый медведь покровителем семьи.
Каждое утро перед головой зверя поют «песню пробуждения», ему подносят еду, платки, шкурки. Затем ханты проводят несколько обрядов, исполняют ритуальные песни, танцы, разыгрывают сценки. У каждого дня игрищ есть свой сакральный смысл. Например, считается, что в заключительную ночь на праздник приходят великие духи. По окончании каждого дня празднеств медведю поют «песню, укладывающую спать» и набрасывают на голову платок.