Большую часть года мужчины и женщины народа ханты носят меховую одежду. В суровом северном климате и тяжелых бытовых условиях она должна быть очень теплой и практичной.
Мужская меховая одежда называется «малица». Ее шьют из двух выделанных тонких шкур оленя мехом внутрь. К вороту пришивают капюшон, а к рукавам — рукавицы с разрезом, который позволяет быстро снимать и надевать их. Малицу шьют ниже колен и подпоясывают с большим напуском, что позволяет нести за пазухой нужные предметы. Благодаря свободному покрою малица в случае необходимости может превратиться в спальный мешок.
Если мужчина отправляется в длительную поездку, поверх малицы он надевает «гусь» — еще один вид верхней одежды. Гусь, похожий на длинную шубу с капюшоном, шьют мехом наружу. Он хорошо защищает от любых морозов.
Одним из главных мужских аксессуаров является кожаный пояс — «тасма». Его украшают костяными или железными пластинами, на которых вырезают изображения птиц и животных. К поясу прикрепляют множество разных предметов, поэтому он становится довольно тяжелым. Например, на него подвешивают нож с ножнами, шило, своеобразную «записную книжку» — брусок в чехле с деревянной палочкой. К появу также прикрепляют медвежьи клыки — оберег, который охраняет хозяина и сулит удачу в охоте или другом промысле.
Согласно верованиям северных народов, ночующий в лесу охотник может спать спокойно, положив под голову пояс с медвежьим клыком. Нечистые силы не посмеют проникнуть в чум, где лежит такой оберег, а духи, вызывающие боль в пояснице, не посягнут на спину опоясанного человека.
Первый пояс, представленный в экспозиции, сшит из черной кожи. Пряжка и шесть декоративных пластинок из рогов лося пришиты к нему полосками из ровдуги — выделанной оленьей кожи. Они украшены изображениями птиц, животных и геометрическим хантыйским орнаментом. К поясу пришиты пять кожаных петель, к которым костяными кольцами прикреплены два медвежьих клыка, чехол для точила и деревянные ножны, обтянутые мехом.
Другой пояс из экспозиции, как считают эксперты музея, мужчина носил на шее. Предположительно он был сшит из лошадиной кожи в конце XIX — середине XX века. К поясу прикреплены вещи охотника — пороховница, мерная кружка для пороха, мешочек, в котором хранили дробь, крышка от табакерки.
Мужская меховая одежда называется «малица». Ее шьют из двух выделанных тонких шкур оленя мехом внутрь. К вороту пришивают капюшон, а к рукавам — рукавицы с разрезом, который позволяет быстро снимать и надевать их. Малицу шьют ниже колен и подпоясывают с большим напуском, что позволяет нести за пазухой нужные предметы. Благодаря свободному покрою малица в случае необходимости может превратиться в спальный мешок.
Если мужчина отправляется в длительную поездку, поверх малицы он надевает «гусь» — еще один вид верхней одежды. Гусь, похожий на длинную шубу с капюшоном, шьют мехом наружу. Он хорошо защищает от любых морозов.
Одним из главных мужских аксессуаров является кожаный пояс — «тасма». Его украшают костяными или железными пластинами, на которых вырезают изображения птиц и животных. К поясу прикрепляют множество разных предметов, поэтому он становится довольно тяжелым. Например, на него подвешивают нож с ножнами, шило, своеобразную «записную книжку» — брусок в чехле с деревянной палочкой. К появу также прикрепляют медвежьи клыки — оберег, который охраняет хозяина и сулит удачу в охоте или другом промысле.
Согласно верованиям северных народов, ночующий в лесу охотник может спать спокойно, положив под голову пояс с медвежьим клыком. Нечистые силы не посмеют проникнуть в чум, где лежит такой оберег, а духи, вызывающие боль в пояснице, не посягнут на спину опоясанного человека.
Первый пояс, представленный в экспозиции, сшит из черной кожи. Пряжка и шесть декоративных пластинок из рогов лося пришиты к нему полосками из ровдуги — выделанной оленьей кожи. Они украшены изображениями птиц, животных и геометрическим хантыйским орнаментом. К поясу пришиты пять кожаных петель, к которым костяными кольцами прикреплены два медвежьих клыка, чехол для точила и деревянные ножны, обтянутые мехом.
Другой пояс из экспозиции, как считают эксперты музея, мужчина носил на шее. Предположительно он был сшит из лошадиной кожи в конце XIX — середине XX века. К поясу прикреплены вещи охотника — пороховница, мерная кружка для пороха, мешочек, в котором хранили дробь, крышка от табакерки.